Sunday, September 24, 2017

Клопы

Потерянное поколение
Рассказ моего сокурсника

Мы не сеем и не пашем, 
мы валяем дурака, 
 с колокольни шапкой машем, 
 разгоняем облакa
Студенческая песня  

    Я хочу рассказать какую большую роль сыграли клопы в моей жизни. Клопы вызывают у меня ностальгические воспоминания о прекрасных студенческих днях, но не только.    
    Я был первый парень на деревне, то есть не на деревне, а в нашей группе, и скорее всего на всём нашем курсе, a может быть даже на всем нашем факультете. Я был раскрасавец - высокий спортивный шатен с голубыми глазами, пятерочник - только пятерки, ничего другого у меня никогда не было.  Так что я был в нашей группе, где тоже было несколько парней пятерочников, но не такие красивые, самый что ни на есть первый парень. Девчонки ко мне липли, но я как-то ещё не был готов к очень близким отношениям и просто ухаживал за всеми нашими красавицами.  В нашей группе было несколько красивых девушек, таких красивых, что они могли бы быть актрисами, но они пошли на такой серьезный и трудный факультет.
Теперь, когда я смотрю назад, я вижу, что наше студенческое время было самым оптимистичным, интересным и свободным за все времена Совка. Была Хрущевская оттепель. Мы запустили спутник, на нашем факультете были построены реактор и циклотрон. Можно было погружаться в глубину мира и исследовать элементарные частицы или лететь вверх и узнавать тайны космоса. Физика стала магнитом для романтиков. Даже лирики ринулись в физику.  Мы думали, что Россия станет могучей научной страной, перегонит Америку.  
Я видел себя великим исследователем, открывателем новых научных истин. Правда я еще не знал точно в какой области, но это не мешало мне представлять, как в будущем я буду ездить по разным университетам мира и читать лекции о наших открытиях.  Может даже я прочту когда-нибудь Нобелевскую лекцию, на которую я приглашу всю нашу группу.
На факультете открыли дискуссионный клуб. Там обсуждали самые разные темы, критиковали. Однажды в клуб пришел ректор университета. Студенты нашли его речь недостаточно революционной и на руках вынесли его из-зала. Ректор закрыл клуб.
Научные работники начали ездить в социалистические страны. Один мой знакомый съездил в Варшаву. Вернулся в полнейшем восторге. Начал говорить с польским акцентом и все время восклицал “Езус Мария!”
Рассказывали множество политических анекдотов. В былые времена за подобные анекдоты давали 10 лет лагерей, как минимум, а обычно больше.
Мы видели себя в будущем свободными, счастливыми и преуспевающими.
Но была еще и реальная жизнь. После второго курса нас послали на картошку.
В большой деревне нас разбросали по разным домам. Меня поселили в одной комнате с еще тремя парнями из нашей группы. Мы все ходили завтракать, обедать и ужинать в большую столовую, которую организовали для нас всех. После завтрака нас на грузовиках отвозили в поле.
В первую же ночь мы все вскочили от нестерпимого зуда и с отвращением увидели, что полчища клопов ползали по нам.  Парни предложили пойти играть в футбол. Ночь была очень светлой.  Это было незабываемо играть на мокрой траве ночью. Устав от футбола, мы перебрались на колхозный сеновал.
  Там мы нашли несколько девчонок, которые сбежали на сеновал тоже из-за клопов. После игры в футбол, я был возбужден и не мог уснуть. Потом я увидел, что одна из девчонок всё время вертится, сжимается в клубочек. Ночь была очень холодная, и я решил нагреть девoчку.  Я взял ее всю закутанную с ног до головы в одеяло и тихонько и перенес в другое место, подальше от других девочек.  Там я прижал ее спиной к себе и обнял руками.  Она нагрелась и перестала дрожать. На меня нахлынула горячая волна чувств к ней. Я вынул ее из пижамы, и мы стали близкими, очень близкими. Это было такое прекрасное чувство!  Эта ночь, конечно же, была одна из счастливейших в моей жизни.
Девчонка была Ирка, наша глупышка.  Она была маленькая, тихая, совсем невзрачная, какая-то серая, похожая на хомячка.  На первом курсе она прославилась на весь факультет, провалив экзамен по физике.  После экзамена профессор возмущённо рассказывал, что студентка была просто катастрофа.  Она должна была написать формулу периода качания маятника, но формулу она не помнила. В учебнике эта формула была записана уже готовой, без вывода, и мы должны были ее запомнить. И тогда профессор, чтобы помочь Ирке, спросил от каких переменных зависит период качания.  Ирка ответила, что он зависит от массы маятника и его длинны. Профессор возмутился. Вот девчонка, видевшая в своей жизни десятки настенных часов с различными маятниками, не сообразила, что эти часы показывают правильное время, независимо от массы маятника. Профессор в заключение сказал: не надо идти учиться физике, если ты ничего не замечаешь и не думаешь.
Уже через много лет, когда Ирка умерла, я вспомнил этот случай и посмотрел формулу. Ирка оказалась права в общем случае, а профессор был прав в частном случае, когда отклонение маятника является малым по сравнению с его длинной. Тогда в формуле, массу можно сократить. Я примерно представляю, как думала Ирка. Если маятник качается, то должна быть сила, а сила пропорциональна массе. Но чтобы написать уравнение движения маятника, надо было знать дифференциальное исчисление, а мы его только начали проходить на лекциях по математике. Поэтому физика первого семестра опиралась на алгебру, и уравнения движения маятника не было, а был только результат для практического применения, когда маятник длинный по сравнению с его отклонением.
     Утром я пригляделся к Ирке. Она была очень красивой!  Ее кожа была беленькой, мраморной и как будто она вся изнутри светилась. Такого раньше я никогда не видел. Мне все время хотелось дотронуться до нее и погладить. У неё глаза были тоже очень интересные, немножко выпуклые и такие голубые-голубые, ну просто, как небо. Волосы у нее были пепельные, серые, ни как у блондинок, у которых обычно есть рыжинка и поэтому их волосы как будто отливают золотом. Но Иркины волосы мне очень нравились, потому что были такими необычными.
     Всю картофельную эпопею мы провели вместе. Ирка позже сказала мне, что была влюблена в меня с первого дня. Я в этом не сомневался.
 Ирка не была хорошей студенткой.  Она перебивалась с двойку на тройку иногда на четверку, пересдавала экзамены, но два курса все-таки закончила и перешла на третий. Первые два курса были решающими, потому что по плану за это время должны были быть отсеяны 30% студентов. Начиная с третьего курса уже не отсеивали. 
Мне очень нравилось, как Ирка смеялась. При смехе все ее лицо светилось, как будто внутри зажигалась лампочка. Я называл ее "Моя Лампочка".   Но она редко смеялась.  Я решил рассказывать ей анекдоты. Они ей страшно нравились, и каждый раз она громко смеялась и всё ее лицо зажигалось. 
У нас на старшем курсе был парень Лёва, который знал множество анекдотов и всегда, в любой день мог рассказать что-то новое. Я заходил к нему почти каждый день за новым анекдотом, а потом рассказывал этот анекдот Ирке.  И вдруг она перестала смеяться. Я несколько дней подряд рассказывал анекдоты, и никакой реакции. Я в конце концов спросил, что случилось.  Она призналась, что все эти анекдоты ей уже рассказывал Лёва. Это меня страшно разозлило.  Умный Лёва, конечно же, заподозрил, что за этими моими приходами что-то скрывается, и расспросил меня. Я ему всё рассказал. И вот, что он сделал! Ну и подлец! Мало дать ему в морду!   Хотя дать ему в морду было мало, я решил довольствоваться малым и набить ему морду прямо сейчас. Я бегал по всему факультету, как разъяренный бык, но Леву не нашел. Пошел домой.  На следующий день я проснулся, вспомнил вчерашнее, рассмеялся, все это мне показалось похожим на анекдот.  Но к Леве за анекдотами я уже не ходил.
С третьего курса мы с Иркой разошлись по разным группам. С Иркой что-то случилось, и она стала первой в их группе. Я шутил: “Ты первая, потому что у вас нет меня”.
По окончании меня распределили в академический институт, а Ирку - в почтовый ящик. Ящиками называли секретные военные институты, у которых физический адрес был секретным, а давали только номер почтового ящика.
 Я спросил Ирку, что она делает в своем ящике? Она сказала, что не может мне сказать, но если я поклянусь не выдать ее секрета, то она мне скажет. Я поклялся. Она сказала, что работает шпионкой.
-    Чем?! – закричал я. Как маленькая, наивная Ирка могла работать шпионкой!
-    Ну не такой шпионкой, которая бегает с пистолетом. Нам привозят разные кусочки материалов, которые украли на Западе, иногда побольше, иногда поменьше. Мы устанавливаем состав и пытаемся воспроизвести материалы.
Вскоре мы поженились. Ирка переехала к нам.
Мы с мамой жили в одной комнате в коммунальной квартире. Комната была довольно большая, 14 квадратных метров. Мы с мамой делили ее занавеской. Когда Ирка пришла, мама сказала, чтобы мы передвинули занавеску и увеличили свое пространство.
    Потом родилась наша раскрасавица.  Мы назвали ее Машей, а я всю жизнь звал ее Машутка, Шутка-Машутка.
После рождения Маши, Ирке дали квартиру, не квартиру, а просто хоромы - 2 комнаты с высокими потолками, ну просто мечта. Комнаты соединялись друг с другом и были в коммунальной квартире, где жило еще 6 семей, но всё равно такие красивые комнаты нам даже не снились.
      Я работал в лаборатории академического института, которая исследовала материалы для электронных приборов. Это был большой коллектив.  Мне работа нравилось. Через некоторое время я предложил целый класс новых материалов, которые мы сразу же начали использовать для спутников.  Я чувствовал, что мои студенческие мечты начнут сбываться. Мы написали научную статью. В статье первым автором был начальник нашей лаборатории. Так было принято в Совке. Всегда начальник – первый. За начальником обычно следовал автор работы. Но наш случай был особенным. У нас всех авторов ставили в алфавитном порядке. Фамилия начальника лаборатории начиналась нa одну из первых букв алфавита. Никого из сотрудников лаборатории с фамилией на А, Б, или В не было. Начальник был всегда первым, а потом шли по алфавиту другие работники, участвовaвшие в проекте, а я был всегда последний. Моя фамилия начиналась на букву Я. В мире принята другая схема. Там автор работы, т. е.  тот, чья была идея – всегда первый.  Если судить по западным принципам, тo все идеи принадлежали нашему начальнику, т. к. во всех наших статьях он был первым автором.  
 Наш начальник, мы звали его Шеф, в студенчестве и вначале работы в лаборатории считался талантливым, подающим надежды исследователем. Но он быстро понял, что работой карьеру не сделаешь. Он начал активно участвовать в партийной работе, стал партийным секретарем лаборатории, а потом и всего нашего института. Его сделали начальником лаборатории. Он был один из самых молодых на такой должности. Никакого времени для работы в лаборатории у него не было, да это было и не нужно. Он собрал коллектив очень талантливых молодых научных работников, которые трудились с утра до ночи и печатали большое количество статей, в которых наш Шеф всегда был первым автором. Шеф быстро продвигался по партийной линии и стал важным партийным работникам в районе, а потом в городе. Когда директор института вышел на пенсию, наш Шеф занял его место.
    Как-то произошел очень странный случай. Дверь в лабораторию открылась, и я увидел огромного клопа.  Он стоял в проеме двери весь коричнево-красный с темными полосками. Это длилось одно короткое-короткое мгновение. Когда я очнулся от этого наваждения, я увидел, что это был Шеф. Он редко приходил в лабораторию. Обычно мы ходили в его кабинет с докладами о нашей работе.  Он принес нам замечательную новость. Мы получили государственную премию. Скажу по секрету, что премия была за работу, которую я предложил. Новость была отличная, так как премия приносила довольно большую сумму денег. Вот почему я увидел клопа. Клоп принес мне радость.
    Премию получили только 5 человек, а не все кто работал на эту тему. Почему только 5 человек? Потому что по правилам, авторов не должно было быть больше пяти. Потом мы ещё получали премии государственные и даже Ленинские. В списке пяти авторов обычно был и я.  В этом случае порядок авторов был не важен. Шеф, надо отдать ему должное, всякий раз делил премию на 5, а не брал себе львиную долю, хотя бы и мог.
    Наша раскрасавица Шутка-Машутка была похожа на меня. Однажды мы пошли с ней в зоопарк. Ей было года три.  День был теплый, светлый. Машутка была на вершине счастья и не переставала удивляться разным зверям и зверушкам.
Когда мы вышли из зоопарка. я ее спросил:
-Ну, Шутка-Машутка, кто тебе показался самым красивым и самым интересным в этом зоопарке?
 - Я, - гордо ответила Шутка-Машутка.
    Ирка давно стала Ириной Петровной, но я как-то не мог к этому привыкнуть и всё время называл ее Иркой, даже не Ирой, ну и конечно Лампочкой и Лапочкой.
   Ирина Петровна работала по 12-14 часов в сутки, часто 7 дней в неделю, потому что работа у нее была всегда срочная. При такой срочной работе она умудрилась защитить раньше меня кандидатскую и докторскую диссертации, хотя почти ничего не печатала. Ее сделали начальником лаборатории.
  Времени у Ирины Петровны для Шутки-Машутки не было. Часто она приходила домой, когда Машутка уже давным-давно спала. Поэтому всё воспитание Машутки лежало на мне. Это было счастливое для меня время.
    Вначале я пел Машуткe много разных колыбельных песен. Например, я пел ей песню, которую пел весь наш факультет, когда мы были студентами. Так она и называлась “Колыбельная”.  Я напишу всю песню, чтобы Вы видели, что мы тогда пели, и какие мы были наивные. Нам казалось, что знать что-то про электроны и позитроны, одно из самых важных дел в этой жизни.
                   Колыбельная
 Спи, моя хорошая, скорее засыпай.
 Спят уже игрушки и медведь и попугай.
 Только вот твой папа лечь не может спать.
 Папе завтра физику сдавать.

Припев
Всё ты это будешь знать,
 А пока что надо спать,
 Спи, а то я встану, позову декана,
 Он тебя заставит спать

Скоро ты узнаешь, что такое электрон,
И каким зарядом обладает позитрон
Как чертить эпюры, как проект писать,
И как усилитель рассчитать.
Припев
Всё ты это будешь знать…

 Спи моя хорошая, вот вырастешь большой,
 На физфак поступишь, как и папа твой,
 Так же, как и папа, лечь не сможешь спать
 Если завтра теормех сдавать.
 Припев
Всё ты это будешь знать…
    Неудивительно, что, наслушавшись с детства таких песен, Машутка, когда выросла, подалась в науку.
    После колыбельных пришли сказки. Я постепенно стал энциклопедией сказок народов мира. Вначале я читал Машутке сказки по 10-20 раз одну и ту же, а потом число чтений каждой сказки уменьшалась и позже я уже читал новую сказку только один раз.  Машутка активно участвовала в жизни героев, любила хороших, ненавидела плохих и сочувствовала всем обиженным.  Сейчас я вспоминаю один случай. Мы читали сказку про Лису и Петуха. Это грустная сказка, потому что в конце хитрая Лиса съедает Петуха. Мы читали сказку много раз, и когда доходили до места, где Петуха уже ждала опасность, Машутка говорила: “Дальше не читай. Я очень хочу спать. Дочитаем завтра”, а завтра начинали с начала.
    Как-то на всесоюзной научной конференции я встретил очень интересного научного сотрудника. Разговоры с ним поменяли мой взгляд на жизнь.
    Звали его Андрей.  Он был выдающимся исследователем, всеми уважаемым. Он работал в большом институте в Новосибирске. Родом он был из Москвы. Он часто, приезжая в командировки, останавливался у нас.
     Мы вели долгие беседы о науке вообще и о науке в Совке, в частности.  Он рассказал мне свою историю.
Карьера его отца была очень похожа на карьеру моего шефа. Его отец был талантливым физиком, но также, как и мой шеф, понял, что работой не сделаешь ни карьеры, ни денег. Он стал партийным активистом в своем институте, быстро продвигался по партийной лестнице и стал начальником лаборатории, защитил обе диссертации и теперь была очередь стать членом корреспондентом Академии Наук.
Надо было получить рекомендацию от 3 академиков. Отец моей матери был ректором большого университета. Так что в нашей семье было много знакомых, занимающих высокие научные позиции. Отец выбрал себе трех старичков академиков, за которыми начал ухаживать. Отец ездил в санатории, в которые ездили эти академики. Они вместе пили и весело проводили время. Они делали планы.  Часто аспиранты моего отца привозили ему разные деликатесы. Грузины привозили бочонки вина, молдаване привозили коньяк, привозили виноград и разные фрукты, которые в Москве достать было не просто. Часть всего этого богатства мой отец отдавал академикам.
 И вот когда дело уже приближалась к счастливому завершению, один из старичков умер. Отцу пришлось искать замену и начать охмурять нового академика. Всё закончилось благополучно, и через некоторое время отцу назначили день выборов в Академию.      
   Андрей присутствовал на заседании. Отец взял его с собой. Тогда Андрею было 12 лет. Все без исключения ему казались стариками.  Вот что он рассказал:
    “В напутствие один из папиных академиков сказал, что ни в коем случае не надо говорить больше 30 минут. Иначе получишь много черных шаров. Всё, что ты будешь говорить, никого давно не интересует. Все хотят на банкет. Так что смотри на часы, и 30 минут должно быть мaximum maximorum.
Когда отец начал говорить, один из академиков сделал какое-то пояснение, а потом сказал, что эта идея пришла ему и моему отцу в санатории Красная стрела. Тут все старички проснулись. Они вспомнили, что в этом санатории была сестричка Людочка. Ой, такая прекрасная девочка! Тут все начали вспоминать Людочку. Все ее знали и рассказывали про нее. Когда слово перешло к отцу, у него оставалось время только на заключение, что он и сделал. При голосовании все шары были белыми, и отец стал членом корреспондентом.  Все пошли на банкет.  В этот день я решил, что никогда в жизни академиком не буду.”
    Андрей вполне мог быть уверен в получении титула. Он был сыном академика. Ему не надо было, как его отцу ухаживать за какими-то академиками. Тут можно было применить принцип "рука руку моет: ты выдвигаешь моего сына, а я выдвигаю твоих подопечных".
    Андрей продолжал:
- Знаешь мы счастливы, потому что мы делаем то, что мы хотим, что нам нравится, мы как дети играем с головоломками.  У нас практически мало ответственности. Мы свободны. Мы не обязаны сидеть на этих нудных партийных собраниях, не обязаны ухаживать за партийными боссами. Правда мы не ездим в Париж, и не привозим своим женам прикольные платья и модные духи. Но разве Ирина Петровна или моя жена нуждаются в этом?
    Машутка закончила среднюю школу. После празднеств мы всей семьей поехали на Черное море. Мы с Машуткой заметили, что наша мама говорила каким-то скрипучим голосом, наверное, простудилась. Прошло несколько дней, но ее голос не менялся, был то хриплый, то сиплый.  Мы забеспокоились. Я спросил Ирку: “Ты что, кричала на подопечных до потери голоса перед нашим отъездом?”  Ирка улыбнулась моей шуткe: “Да, кричала”. Ирка улыбнулась, но не засветилась. Она всё меньше светилась в последнее время. Ее голос совсем не улучшился за наше пребывание на Черном море.
     Когда мы вернулись, я потащил ее к доктору. Мы услышали страшную новость.  У нашей мамы был рак горла и прогноз был ужасный - оставалось только несколько месяцев жизни. После Нового года она скончалась. Ей было 42 года. Мы осиротели. Наша “приходящая мама”, как звала ее Машутка, уже не приходила к нам.
    Ирина работала по 60-70 часов в неделю. Тогда люди еще не особенно думали о том, какими вредными для здоровья были химические вещества, с которыми они работали. Ирина часто работала в большом зале, где было много печей. В этих печах параллельно шел синтез разных веществ, которых ждали военные проектные институты. Никакой особой вентиляции в этом зале не было. Громадные печи были сделаны Егором Семёновичем, знаменитым мастером “печных” дел. Он употреблял для изоляции в основном асбест. Он, наверное, даже не подозревал, что существует какая-то другая изоляция, кроме асбеста. Он умер от рака легких за год или два до того, как умерла Ирина.
  Мой шеф начал работать на Нобелевскую премию, после того, как получил все возможные Совковые премии. Он ездил в разные лаборатории мира, завязывал там знакомства, дарил всем чёрную икру и разные другие русские лакомства. Приглашал известных западных профессоров к нам в город, возил их в музеи, в Оперу и балет, и думаю, что делал подарки. Пока что Нобелевской премии он не получил.  Но кто знает, может и получит.
   Андрей продолжал приезжать к нам, и мы часто обсуждали состояние науки в стране, и в частности, в научной области Андрея – в   полупроводниках. 
    Вся страна была в глубоком застое. Застой в науке усиливал общий застой страны.  Полупроводниковая наука и технология развивались на Западе быстрыми темпами и вносили фундаментальные изменения во все отрасли промышленности.
Известен закон, что количество транзисторов на квадратный сантиметр удваивается примерно каждые два года, но при этом увеличивается и цена оборудования на полупроводниковых заводах. Например, с какого-то момента полупроводниковая технология может осуществляться только в чистых помещениях.  Чистое помещение — это помещение, где в воздухе поддерживаются в определённом заданном диапазоне размер и число таких частиц, как пыль, микроорганизмы, и химические пары.  Стоимость чистых помещений была большой, сотни миллионов и даже миллиарды долларов. Ну какой советский генерал мог дать такие деньги на чистые помещения? За такие деньги промышленность могла произвести сотни тысяч автоматов Калашникова и тысячи танков.
  Стратегия Советского Союза заключалась в поддержании военного паритета с Соединёнными Штатами, а также в расширении зоны влияния.  В зону влияния Соединённых Штатов входили Западные демократии, а страны Третьего Мира были поделены между Соединенными Штатами и Советским Союзом.
    Поддержание военного паритета приводило к большим расходам. Примерно 70% бюджета страны шло на военную промышленность и отрасли, работающие на военную промышленность, а также на науку для войны. Институты военной промышленности снабжались лучше, чем академические институты и университеты.
     Лаборатория Андрея, хотя и была академической, делала полупроводниковые приборы для ракет и спутников, солнечные элементы и другие приборы, выдерживающие большие дозы излучения. Для этого кремний, который широко употребляeтся в коммерческой сфере, не подходил. Нужны были дорогостоящие сложные материалы, выдерживающие большие дозы излучения.  Эти материалы не могли быть использованы в коммерческой отрасли из-за дороговизны. Никакого технологического оборудования в лаборатории не было. Всё делалось вручную.  Лаборатория была как бы артелью. Таким образом, ничего из работы этой лаборатории не могло быть внедрено в промышленность.
   Страна практически управлялась военными. Военные, распределяющие бюджет, знали, зачем нужны танки и автоматы Калашникова, но не особенно понимали зачем нужны научные исследования. Поэтому ученых считали, как бы дармоедами, и посылали на картошку и другие сельскохозяйственные работы, чтобы они могли хоть как-то оправдать свою зарплату.
Производство полупроводников представляло только 0,01% российской экономики.
    Экономика, за исключением военно-промышленного комплекса, осталась на индустриальной стадии, a экономика ведущих стран мира поднялась на стадию постиндустриальных научно-информационных технологий. К 1985г. в СССР насчитывалось нескольких десятков тысяч компьютеров и ЭВМ (в то время как в США - 16 млн. персональных компьютеров и 1,5 млн. новейших ЭВМ, то есть в сотни раз больше). К началу 80-х гг. в СССР продолжали работать вручную 40% промышленных рабочих и до 75% работников сельского хозяйства. Технологический уклад России был одну-две ступени ниже уклада западных стран.
Наши студенческие мечты остались только мечтами!
   - Мы, научные работники брежневского периода - лишние люди, потерянное поколение, говорил Андрей. Но это можно сказать только об экспериментаторах. Им недостаточно иметь голову, пусть даже самую блестящую. Теоретики - другое дело. Ведь им не нужны деньги на оборудование. Нужна только голова и карандаш, ну и библиотека.
Мы получаем всю технологию готовой с Запада. Мы используем компьютеры, телевизоры, телефоны и всё что вокруг нас. Ничего из этого нами изобретено не было. Но мы не должны считать себя халявщиками, потому что наши математики и теоретики внесли значимый вклад в мировую науку.
Я вспомнил, что я однажды увидел на мгновение моего шефа, как клопа. Я думаю, что это вылезло из моего подсознания на секунду, даже не на секунду, а на мгновение, а потом все исчезло на долгое время. Тогда я не понял значение этого видения.
Теперь я думаю, что и мой шеф, и отец Андрея были клопами на теле науки.  Они были талантливыми физиками, но талантливых ученых в нашем институте и других институтах было очень много, пруд пруди. Каждый год к нам приходили самые лучшие выпускники с разных факультетов. Они работали и получали результаты.  Руководители науки должны были смотреть в будущее, видеть стратегическое развитие науки и страны и работать для их развития.  Но таких людей не было, а если они и были, то военные, распределяющие средства, не позволили бы им что-то менять.
Большинство руководителей науки думали о премиях, титулах, поездках и богатой жизни. Они принадлежали к номенклатуре.  Положение дел в стране их устраивало. А после нас - хоть потоп!

 © 2017 Галина Попович
     Все права защищены

Перешлите, пожалуйста, ссылку своим друзьям. Спасибо!
http://galinapop-life.blogspot.com/2017/09/blog-post.html


















Wednesday, September 6, 2017

Why did the Soviet Union collapse



    Once in Brezhnev's time, I was at a scientific conference in Warsaw. In the program, I found several familiar names, but at the opening of the conference, I did not see these people. I asked a common friend: "What happened? They were not given visas for this conference?" He replied: "They were given visas, but they ran to the flea market to buy jeans." Now when people ask me: "Why do you think the Soviet Union fell apart?" I say: "Because of jeans!"
    Jeans, in this case, is a general concept that includes smartphones, cars, washing machines, western sneakers and beautiful children's clothes, and much more, which in the Soviet Union were practically nonexistent, and if they were, then of inadequate quality.
    The Soviet Union maintained close relations with many countries of the third (but not the first!) World and occupied one of the first places in the world for bombs and tanks. But you can not feed children with bombs and you can not dress them in tanks.

Tuesday, September 5, 2017

Почему распался Советский Союз


  
  Когда-то во времена Брежнева я  была на  научной конференции в Варшаве. В программе я нашла несколько знакомых имен, но на открытии конференции этих людей не было.  Я спросила у одного общего  знакомого: "Что случилось? Им не дали визы для этой конференции?" Он ответил: "Дали им визы, но они побежали на барахолку покупать джинсы". Теперь, когда люди меня спрашивают:  "Почему, ты думаешь, распался Советский Союз?"  Я говорю: "Из-за джинсов!" 
    Джинсы в этом случае - общее понятие, включающее в себя и смартфоны, и автомобили,  и стиральные машины, и западные кроссовки и красивую детскую одежду, и многое другое, чего в Советском Союзе практически не было, а если и было, то негодного качества.
    Советский Союз поддерживал близкие отношения со многими странами третьего (но не первого!) мира и занимал одно из первых мест в мире по бомбам и танкам. Но бомбами сыт не будешь и в танки детей не оденешь.

Monday, September 4, 2017

Думать или не думать


Человек не умеющий думать - этот человек не умеющий делать порядок в своих мыслях. Часто в его голове уживаются идеи, противоречащие одна другой. У него обычно много разрозненных знаний во многих областях жизни.  Он сваливает все свои знания в кучу и оттуда вытаскивает то, что ему кажется важным в данный момент: какой-то факт, какую-то цифру, какую-то цитату.  Иногда это мало согласуется с истиной, если вообще согласуется.
    Людей, можно классифицировать по различным признакам. Я считаю, что важными чертами являются сила характера и сила ума. Если не думающий - человек слабый, он может быть милым и интересным собеседником, так как обычно oн много знает. Не надо ему противоречить, т. к. он не в состоянии усомниться в правильности его идей. 
     Но совсем другой случай, когда у не думающего человека очень сильный характер и тогда он, не сомневающийся ни в чём, иногда начинает говорить такую ерунду, что уши вянут, и настаивает, чтобы слушатель в это поверил.  Но еще хуже, если у него есть возможность внедрить свои идеи в практику, и уж совсем плохо если он занимает высокую должность, обеспечивающую ему возможность внедрения его дурацких идей.
    Хорошо бы было, если бы сила характера и положение в обществе дурака не были намного большими, чем его ум.
    Тоталитарные режимы опираются не только на жуликов и проходимцев, но в большой степени и на дураков. Поэтому школа в этих режмах не учит детей думать. Их учат запоминать. Все подряд и много. Чем больше, тем лучше. Ученик, думающий и сомневающийся, становится проблемой для школы, а потом может стать проблемой и для власти. Поэтому лучше никого не учить думать. Пусть запоминают.
    Один высокий чиновник приводил в пример школу с высоким, по его мнению, уровнем обучения. Там ученики знали наизусть все солнечные планеты в правильном порядке, а также многие столицы государств.  Для таких знаний достаточно зубрежки. Думать не обязательно. Но нужно ли такое знание в эпоху Google? Чиновник не сомневался, что нужно. Он не думал, что время потраченное на зубрежкy, можно использовать более рационально, например, на работу с компьютерами или на другие современные проблемы.
    Можно ли научить человека думать? Да, можно. Сократ занимался этим всю жизнь - учил думать.
    Поговорка "дураком родился, дураком и умрёшь" не совсем правильная. Это зависит, кто и чему тебя учил.



Friday, January 27, 2017

Восток и Запад. Вера, Религия и Законы (русское издание)

Восток и Запад. Вера, Религия и Законы (русское издание) Мягкая обложка
Галина Попович

   Эта книга представляет собой переработанное издание книги "Как жить? Вера, Религия и законы ".
     В этой книге рассматриваются взаимоотношения и взаимосвязи веры, религий и законов, их история и их влияние 
на судьбы человечества.  
Книга посвящена истории дохристианских религий и христианства. Обсуждается влияние трех ветвей христианства - православия, католицизма и протестантизма- на развитие народов и культур. 2017 году исполняется 500 лет с начала Реформации, когда Мартин Лютер провозгласил свои 95 тезисов. Это очень важная дата в истории человечества. Исследуется роль протестантской церкви в истории Соединенных Штатов и православной церкви в истории России.

 Вы можете приобрести еe на amazon.com

https://www.amazon.com/East-West-Faith-Religions-Russian/dp/1541208285/ref=sr_1_1?s=books&ie=UTF8&qid=1487252630&sr=1-1&keywords=galina+popovici

  и  bookdepository.com


bookdepository.com (free delivery - бесплатная доставка)


https://www.bookdepository.com/East-West-Faith-Religions-Laws-

Galina-Popovici/9781541208285




 Книгу можно прочесть бесплатно на сайте


http://galinapop-book.blogspot.com/2017/02/blog-post.html 


Восток и Запад
Вера, Религии и Законы
 
Галина Попович




Copyright © 2016 Galina Popovici All rights reserved.

ISBN-10:  1541208285

ISBN-13:
    978-15412082       


     East and West

Faith, Religions, and
Laws
 
Galina Popovici
  

Эта книга является дополненным изданием книги "Как жить?
Вера, религии и законы"

На обложке: 
«Христос в пустыне» — картина художника Ивана Крамского



Выдержки из книги
Дело в том, что значение народов в роде человеческом определяется лишь их духовной мощью и что тот интерес, который они к себе возбуждают, зависит от их нравственного влияния в мире, а не от шума, который они производят.
Петр Чаадаев 
 Где нет свободы, там нет души и правды 
Mаркиз де Кюстин 

Настоящая вера не в том, чтобы знать, в какие дни есть постное, в какие ходить в храм и какие слушать и читать молитвы, а в том, чтобы всегда жить доброю жизнью в любви со всеми, всегда поступать с ближними так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. 
Лев Толстой
 
Не противиться злому не значит не бороться против зла: наоборот, это значит бороться со злом, но не бороться с человеком, бороться только против того, что есть злого, ошибочного в человеке, бороться со злом, сострадая и любя человека, одержимого злом.
Лев Толстой

Ложь и зло эгоизма состоят вовсе не в том, что этот человек слишком высоко себя ценит, придает себе безусловное значение и бесконечное достоинство: в этом он прав. …Основная ложь и зло эгоизма не в этом абсолютном самосознании и самооценке субъекта, а в том, что, приписывая себе по справедливости безусловное значение, он несправедливо отказывает другим в этом значении; признавая себя центром жизни, каков он и есть в самом деле, он других относит к окружности своего бытия, оставляет за ними только внешнюю и относительную ценность.
Владимир Соловьев

 

СОДЕРЖАНИЕ

Определение понятий                                                               3                      
 Истина и Вера. Религии.  Законы.
1.             Язычество                                                                             10
2.             Шумерская цивилизация                                                  13
3.             Цивилизация древнего Египта
4.             Иудаизм                                                                                 20
5.             Религии Азии                                                                       26
       Даоcизм. Конфуцианство. Буддизм. Зoроастризм 
6.             Христианство                                                                       39
Вероучение Иисуса Христа. 
Раннее Христианство.
      Распространение Христианства в первые века н. э. 
       Православная церковь. Католическая церковь.  
       Реформация и Протестантство 
Протестантские конфессии
       Религия в СШA сегодня
       Горизонтальные и вертикальные отношения в обществе       
 7. Православная Церковь в России                                       71    
       Крещение Руси.    
       Мирoпомазание Ивана IV Грозного на царство       
        Раскол русской православной церкви. 
       Московия XVI-XVII веков глазами европейцев     
       Попытки вхождения азиатской Московии в Европу  
       Пётр I Великий   
       Церковь и крестьянская реформа 1861 
       Протестантские конфессии в России во второй половине XIX века.  XX - XXI  век.          Религия в СССР и РФ.   Что дальше?
   9.  Литература                                                                            116

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

    
В этой книге рассматривается соотношение и взаимосвязь веры, религий и законов, их история и их влияние на судьбы человечества.

Истина и Вера


      «...Истина сделает вас свободными” - сказал Иисус Христос.
(Евангелиe от Иоанна, 8:32)
Истина — это адекватное отображение действительности в сознании [1].
   Вера – это принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в необходимом полном подтверждении истинности, непосредственное тяготение к тому, что представляется истиной [2].    Жизнь человека ограничена пространством и временем, она слишком короткая для того, чтобы понять хотя бы маленькую часть знаний, накопленных человечеством и подтвердить или опровергнуть истинность этих знаний.  Поэтому знания большинства людей основаны на вере. Вера является фундаментом жизни. Вера порождает надежду.  Вера часто основывается на опыте. В этом случае вера хотя и не безупречна, но несомненно необходима для выживания. Крестьянин верит и надеется, что засеянное поле принесет урожай. Рыбак, уходя в море, надеется, что рыбий улов будет большим. Ученые, делая сложные, иногда дорого стоящие опыты верят, что они смогут раздвинуть границы знаний. Чаще всего они будут правы, хотя иногда урожай пропадет из-за засухи, наводнений, вредителей и т. д. В море может начаться буря и рыбак вынужден будет вернуться без рыбы, чтобы спасти свою жизнь. Ученые могут не получить искомый результат по многим причинам, например, недостаточная точность
аппаратуры или недостаточная чистота используемых реактивов и многое другое.
    Ум новорожденного - это чистый лист бумаги, на котором окружающая среда напишет то, во что она верит. У ребенка нет никаких знаний и у него нет возможности проверить услышанное.  Если ребёнка учить, что он должен съесть мозг, печень и сердце своего врага, тогда он будет умным, здоровым и смелым, он будет это делать, потому что не знает ничего другого, и потому, что так делали его предки. Если ребёнок рос среди волков, он будет вести себя, как волк. 
   Ребенка можно учить самым разным способам поведения, например, что он должен уважать себя и других, проявлять к людям внимание и сочувствие, вести себя цивилизованно, соблюдать христианскую заповедь любви к ближнему и т. д. Но можно учить прямо противоположному, например, что красть допустимо, т. к. крадут все, или что доносить, убивать за родину и царя батюшку похвально, и многое другое в том же роде. В юношеском возрасте у человека, прошедшего такую школу, будет две возможности: верить всю жизнь тому, чему его научили или критически пересмотреть полученные в детстве знания, но для этого понадобится новая, более широкая и глубокая информация, к которой не каждый имеет доступ. Чтобы юноши и девушки смогли самостоятельно правильно выбрать дорогу жизни их надо учить критическому мышлению и не ограничивать объем знаний. Школа должна быть на высоком уровне.

Религии


    На каком-то уровне развития, люди начали задавать вопрос, как устроен мир и как жить. Они пытались объяснить, почему бывает день и ночь, зима и лето, почему бывают бури, засухи, пожары, наводнения и т. д, что случается с человеком после его смерти. На эти вопросы отвечали религии. Религии менялись с развитием и изменением общества.
    Вначале люди верили, что мир заселен невидимыми духами, стихийными божествами и душами умерших предков, сверх естественными существами, добрыми и злыми [3]. Считалось что они активно участвуют в жизни людей.  Эти первые верования назывались языческими или народными.
    С развитием человечества, когда люди стали объединяться в города и государства, появлялись религии, в основе которых лежала общая вера в одного Бога или группы богов.  Как правило, религии предусматривали участие в молитвенных и ритуальных обрядах, и часто содержали моральный кодекс, регулирующий человеческое поведение. На основе морального кодекса составлялся свод законов.
    Вначале некоторые религии ставили перед собой две задачи: давали объяснение материального устройству мира и отвечали на вопрос как жить. Но уже в середине первого тысячелетия до нашей эры появились восточные религии: Даосизм,
Конфуцианство, Буддизм, которые отвечали на вопрос как жить и не давали никакого объяснения появлению и устройству мира. Считалось, что мир существовал всегда и никак не обсуждалось вмешательство богов в человеческую жизнь. В этих религиях верующие поклоняются своим учителям -  Лао-Цзы, Конфуцию и Будде.
    Со временем тема устройства мира перешла к науке.  Но ответ на вопрос как жить оставался и остается до сих пор за религиями. В XVI веке Николай Коперник показал, что Земля не является центром вселенной. Ученые установили, что сотворение мира, данное в Ветхом Завете – ошибочно. Среди образованных людей появилось много атеистов. Вместе с научными ошибками христианской религии атеисты автоматически отвергли и заслуги религии на моральном поприще, с водой из ванночки выбросили ребенка.
  Религии определяют культуру [4], т.е. образ жизни, построенный группой людей и передающийся от одного поколения к другому. Культура говорит людям, как вести себя в том или ином случае и обычно это поведение определено преобладающей религией данного общества. 
    Приведу несколько примеров. 
    В буддизме считается, что жизнь – это страдание, поэтому надо радоваться смерти любого человека, даже самого близкого. потому что он избавился от страдания.  Конечно, человеку может быть больно, если умер кто-то близкий, но он не должен показывать своего горя.   
  Я расскажу один случай из Таиланда, буддисткой страны.      Умер человек. Ему было 82 года. Его положили в зале монастыря, в открытом гробу на 3 дня, в течение которых люди приходили поклониться ему. Когда мы вошли, его радостная, улыбающаяся сестра приветствовала нас и вела себя так, как будто мы пришли на день рождения, а не на похороны. Все улыбались и радовались.
    Противоположное отношение к смерти в христианской культуре, где жизнь человека считается наивысшим благом. Если умер близкий человек вы не обязаны скрывать свою боль. Конечно бывают случаи, когда условия заставляют родственника больного “сидеть и думать про себя, когда же черт возьмет тебя”, но даже в таком случае показывать свою радость по случаю смерти по меньшей мере неприлично. 
  Другой случай. В некоторых арабских странах, ислам запрещает женщинам водить машину, выходить на улицу без сопровождения мужа, обязывает носить паранджу и т.д.  Девочек воспитывают в вере, что такая жизнь - правильная и единственно возможная. 
    Однажды я разговаривала со студенткой из арабской страны. Я ей сказала, что вот мол она прилагает усилие, чтобы получить диплом, который в ее стране не понадобится, так как она не только не сможет работать, но даже и водить автомобиль. Она ответила, что учится не для диплома, а для своего развития. В своей стране она выйдет замуж и будет заботиться о своем муже и детях, жить счастливой, как она надеется, семейной жизнью.      Ей очень жаль американских женщин, жизнь которых проходит в работе и стрессе: 8 часов работы, где женщина должна стремиться быть лучшим или по крайней мере хорошим работником, иначе возьмут другого; дорога с ее часами пик, где часто теряешь время и нервы, а потом опаздываешь в садики или школы забрать детей и т.д.  Жизнь американских женщин – постоянный стресс. Студентка не хотела бы такой жизни. Надо сказать, что арабские студенты, учащиеся в Америке – выходцы из богатых или по крайней мере зажиточных семей. Не знаю, как бы ответила на мой вопрос женщина из менее обеспеченного слоя общества.
    Другая студентка сказала мне, что сейчас самый большой страх ее жизни, что по возвращению их семьи домой ее муж может взять вторую жену, т.к. у них сейчас разрешено четыре жены.  Между прочим, эта студентка была из одной из советских среднеазиатских республик и хорошо говорила по-русски.         Каждый, кто бывал за границей или в других бывших советских республиках, может привести много таких примеров, и Вы, дорогой читатель, верующий Вы или атеист, должны признать, что Вы живете в соответствии с христианской культурой, если вы живете в странах, где христианская церковь преобладающая.  
   В книге Дина Хамера "Ген Бога" [5-6], опубликованной в 2005 г постулируется, что изменение в гене ВМАТ2 играет роль в открытости людей для духовного опыта, что ген Бога предрасполагает людей к духовным или мистическим переживаниям.  Может быть, что люди, обладающие таким геном, чувствовали себя защищенными Богом, а это давало им преимущество в естественном отборе. 
    В СССР проповедовался атеизм. В школе учили, что верить в бога - признак отсталости и отсутствия культуры. Поэтому выросло несколько поколений атеистов. Но, как показывает исследование Хамера, люди предрасположены к вере. Многие из российских атеистов, хотя и ходят сейчас в церковь, потому что это модно, стали язычниками, т. к. это самый примитивный, начальный уровень веры человечества, практически не требующий знаний и умственного усилия.  “Опрос, проведенный среди москвичей соц. центром МГУ, показал, что «в гороскопы верят 26% православных. Среди христиан верят в колдовство порчу и дурной сглаз – 47% в спиритизм – 18%” [7] «Если сравнить характеристики сознания «определенно верующих» и «определенно не верующих», т.е., по сути, атеистов, то выясняется, что именно последние в 2-4 раза меньше подвержены влиянию суеверий, оккультизма, сатанизма. Так, соотношение верующих в колдовство среди верующих и атеистов соответственно 57% и 21%, в астрологию – 29% и 15%, в спиритизм – 25% и 6%». (А. Кураев. Искушения, которые, приходят «справа». С. 52) [7]
  Возможно, что у верующих есть ген бога и они рады верить во все, что попадается на их пути, когда у них нет серьезного современного научного и религиозного образования.

Законы


    Закон — это свод обязательных норм и правил. Вся жизнь вселенной развивается в соответствии с законами. Мы знаем законы физики, химии, биологии, законы развития общества, законы сосуществования людей, их сосуществование с окружающим миром и др.
   В природе нет ничего абсолютного, т. к. она - в постоянном развитии и изменении. Если в математике тождество 1=1 вполне закономерно, то в реальной жизни такого тождества быть не может. Возьмем, к примеру, Вас, читатель. Вы мгновение назад, сейчас, и еще через мгновение не являетесь абсолютно равными личностями из-за процессов, протекающих в организме и изменений, происшедшим благодаря этим процессам. Но для многих прикладных вопросов такая точность не нужна и Вас будут называть тем же именем от рождения до смерти, хотя в разные периоды своей жизни вы можете отличаться довольно сильно с физиологической, психической и других точек зрения. Мы не знаем, есть ли абсолютно точные законы, но, если они есть, мы не можем проверить их с абсолютной точностью.    Законы общества - гражданские законы - обычно действуют в каком-то промежутке времени на какой-то территории. Они меняются с развитием и изменением общества.
   Вначале, когда люди жили родами, необходимости в законах не было, т. к. все отношения, как и в семье, определялись чувствами любви, ненависти, ревности и т. д.
   Слово цивилизация проиcxодит от латинского слова civitas - город и civis
- житель города. Когда люди начали жить в городах и объединились в государства, появилась необходимость реглaментировать их отношения между собой и с государством, т.е. создать свод законов. Быть цивилизованным человеком значит соблюдать законы.  Своды законов как правило были сформулированы на основе моральных наставлений религий.

       Отрывок из книги (стр 12- 16)


     3. Религия и законы в древнем Египте



Египет - самая древняя и самая долго жившая цивилизация (примерно три тысячи лет), оказавшая огромное влияние на верования и культуру современной Западной цивилизации. Космология и религия Египта лежат в основе религии Иудаизма.
Первые дошедшие до нас  письменные мифы Египта датируются примерно 25 веком до нашей эры, хотя устная передача мифов могла быть и раньше.
Создателем мира считался бог Атум (Aten, Amon)  - первоисточник всегo существующего (законченный, совершенный, абсолютный, невидимый).  Он создал себя из ничего, создал мир из первоначального океана хаоса и установил порядок во всей вселенной.  Он создал Маат - истину, справедливость, вселенскую гармонию, божественное установление и этическую норму. Египтяне считали, что Атум находится во всех элементах мира. Он также является праотцом всех богов.   Первыми были созданы бог воздуха Шу и богиня Тефнут (влага, роса, дождь). Их дети были Геб (земля) и Нут (небо), а внуки -  Осирис (смерть и возрождение), Исис (брак, материнство, здоровье), Сет (пустыня, буря, война, беспорядки), жена Сета Нефтис (смерть и траур).  Далее следовали внуки, правнуки и т. д. -  множество богов и богинь обще-египетского и местного значения. Египтяне верили, что боги управляют всеми явлениями природы и судьбой людей. В течении истории имена богов и их функции иногда менялись. Одним из наиболее почитаемых богов был бог солнца Ра. Позже произошло объединение бога создателя - Амона и бога Ра: Амон-Ра. 
У египтян, как и у шумеров, каждый город имел своего бога-покровителя.        
В Египте был и период монотеизма во время Нового царства, когда фараон Эхнатон (1353–1336 BC) отменил официальный культ других богов в пользу бога творца Атона. Это часто рассматривается как первый случай монотеизма в истории. Исключение всех, кроме одного Бога, был радикальный отход от египетской традиции. После смерти  Эхнатона египтяне вернулись к своим местным богам, которым они поклонялись в течение столетий.
         Египтяне верили в бессмертие души. Храмы и гробницы расписывали сценами вечной загробной жизни. Душа мертвого должна была отчитаться за свои деяния на земле. Суд над мертвым, согласно “Книге мертвых” [2], шел следующим образом: Умершего судили "Взвешиванием сердца". Умерший клялся, что он не совершал никакого греха из списка 42 принципов Маат.  Сердце умершего отягчалось его грехами.  Потом сердце взвешивали на весах. Если весы были уравновешены, это означало, что умерший вел хорошую жизнь. Душа праведников, ответившая правильно на все вопросы, шла в царство мертвых в ее земном теле. Тaк кaк душа использовала свое первоначальное тело, египтяне бальзамировали умерших, а фараон и богатые египтяне строили пирамиды, чтобы как можно дольше сохранить тело умершего.  Грешники, которые не   соблюдали моральных требований, заключенных в вопросах, пожирались чудовищем. 

           Ниже -  42 принципа Маат, 42 негативных признания 
т. е.  ответы на вопросы, заданные богами. 
1. Я не совершал греха.
2. Я не совершал грабеж с применением насилия.
3. Я не воровал.
4. Я не убивал мужчин и женщин.
5. Я не крал зерно.
6. Я не похищал приношения.
7. Я не воровал имущество бога.
8. Я не произносил лжи.
9. Я не увлекался пищей.
10. Я не произносил проклятия.
11. Я не совершал прелюбодеяния.
12. Я не переспал с мужчинами.
13. Я не заставил никого плакать.
14. Я не ел сердца [т.е. я не огорчал бесполезно, или не чувствовал угрызения совести].
15. Я не нападал на любого человека.
16. Я не человек обмана.
17. Я не крал с обрабатываемых земель.
18. Я не был шпионом.
19. Я не оклеветал человека.
20. Я не был сердит без уважительной причины.
21. Я не развращал жену любого мужчины.
22. Я не загрязнял себя.
23. Я не терроризировал.
24. Я не преступил [Закон].
25. Я не был разгневан.
26. Я не закрыл уши от слов правды.
27. Я не порицал.
28. Я не человек насилия.
29. Я не сеял вражду (или возмущал спокойствие).
30. Я не действовал (или судил) с излишней поспешностью.
31. Я не влезал в вопросы.
32. Я не умножал свои слова в разговоре.
33. Я никого не обидел, я не сделал зла.
34. Я не работал в колдовстве против короля (или хулы против короля).
35. Я никогда не останавливал [потоки] воды.
36. Я никогда не поднимал голос (говорил высокомерно, или в гневе).
37. Я не проклинал (или хулил) Бога.
38. Я не выступал с высокомерием.
39. Я не украл хлеб богов.
40. Я не уносил торты Кенфу от духов умерших.
41. Я не вырвал хлеб у ребенка, и не относиться с презрением к Богу моего города.
42. Я не убил крупного рогатого скота, принадлежащего Богу.
Самым замечательным в египетской религии было равенство всех перед лицом богов.  Фараон, считавшийся посланником богов, должен был отчитываться после смерти за свои деяния, также  как и простой смертный.  
Основой взаимоотношений в египетском обществе была мораль. 
Египет никогда не нападал на другие страны (принципы - не убей и не прикажи убить), но всегда содержал армию, т. к. должен был защищаться от нападения разных кочевников. За всю историю границы Египта не менялись. Во время Рамзеса II между хититами (народ Малой Азии), постоянно нападающими на Египет, и египтянами велась долгая война. Рамзес, победив хититов, не присоединил их территорию к Египту, а заключил с ними мирный договор, первый в мировой истории, и таким образом прекратил войну.  Египет никогда не был мировой империей, как Персия или Рим, хотя многие столетия был самой развитой и сильной державой мира.
  
2. http://drevniy-egipet.ru/glava-vi-sud-osirisa/


Отрывок из книги (стр 63- 67)

Горизонтальные и вертикальные отношения в обществе  


Горизонтальные отношения


    Огромным вкладом протестантов в развитие общества было признание равенства прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и т. д. Эти отношения называются на современном языке – горизонтальные. 
 


Отсутствие ограничений позволяет каждому человеку реализовать свои способности.  На этом держится быстрый прогресс в странах с горизонтальными отношениями.  

 

Вертикальные отношения


    Эти отношения были широко распространены в эпоху феодализма, когда власть шла по вертикали: феодал был сюзереном своего вассала - крестьянина, но сам был вассалом принца или короля. Таким образом выстраивалась вертикаль.
    Такие отношения сохранились до нашего времени в некоторых восточных странах, хотя не в такой чистой форме, как во время феодaлизма.
    Восточные философы проповедовали послушание.
    Лао-Цзы говорил: "Путь может быть найден только в смирении, в спокойном   принятия жизни и вещей, как они есть, и в поиске понимания течения времени и развития природы".     Конфуций проповедовал три устоя (абсолютная власть государя над подданным, отца над сыном, мужа над женой).     Будда проповедовал нравственное усовершенствование, признавая, что жизнь человека - страдание, он призывал отказаться от желаний, которые ведут к страданию, а не к изменению внешнего уклада жизни.
    Так родилась Восточная вертикаль. Общество, живущее по вертикали, обычно очень стабильное. Развитие общеcтва идет медленно из-за многих ограничений.


 

На  рисунке девушка наклонена по-разному, предположительно перед тремя людьми, занимающими разное место в вертикали (слева направо - от сильного, к более сильному и к сильнейшему)
Эта иллюстрация не только для красивой картинки. Однажды в Таиланде я была на дне рождения богатого и влиятельного человека. Это было очень пышное празднество с горами еды, множеством цветов и даже фейерверком. Когда пришло время поздравлять именинника, он сел в большое кресло, а молодежь его огромной семьи выстроилась в длинный ряд на коленях. Потом они по одному шли к нему на коленях, целовали ему руку, говорили поздравления и далеко отходили на коленях, чтобы дать место следующему, а потом уже вставали.
    Начиная с прошлого века, демократия начала распространяться по всей Азии.  Горизонтальные отношения были приняты в большинстве азиатских стран, в том числе и в России, но изменения внедряются медленно. Правящие классы не спешат отказываться от вертикальных отношений, потому что вертикаль создаeт стабильность в стране, т. к. каждый сверчок знает свой шесток.
    Американский профессор, который работал четыре года в Японии, сказал мне, что надо родиться в Японии, чтобы знать кому под каким углом ты должен наклоняться. Система очень сложная, она зависит от отношения двух участвующих, и это надо впитать с молоком матери.                                                                              
    Вертикальное отношение действительно впитывается с молоком матери. Одно время я работала в Университете в Таиланде.  Приветствие в Таиланде называется Вай. Вай делают так: стоя прямо сложить руки перед лицом и наклонить голову. Так приветствуют друг друга равные, например, профессор профессора.  Если же встречается человек находящийся на более низкой ступени в обществе, то он делает Вай, а более сильный отвечает кивком. Студент делает Вай, а профессор слегка кивает головой. Я всех приветствовала с Вай: профессоров, студентов и уборщицу, хотя и знала правило.     Утром, когда я шла в свой офис, в коридоре обычно была уборщица, мывшая полы. Уборщица испугалась, когда я сделала Вай. После второго раза, уборщица, завидев меня издалека, бросалась на колени, поворачивалась ко мне спиной и натирала пол, делая вид, что меня не видит. Она не хотела, чтобы я делала Вай, т. к. не считала, что мы равные. Это было бы нарушением правил, которым ее учили. Сверчок знал свой шесток, к моему глубокому сожалению.
    Надо сказать, что, когда я училась в университете в Ленинграде, мы не делали Вай, но отношения между студентами и профессорами были таким же, как в Таиланде. Но это было давно. Я надеюсь, что сейчас в Российских университетах все поменялось в лучшую сторону.   
     Только в обществе, признающем равенство, в горизонтальном обществе, работает Конституция. Конституция и вертикальная власть - это оксиморон, т. е. понятия исключающие друг друга.  
    Путин построил вертикаль власти. Мы знаем, что Путин может изменить в любой момент любой закон, если ему это будет нужно, может отнять любую собственность, посадить человека в тюрьму или приказать убить его, т. е. Конституция существует для пропаганды, а не для ее соблюдения.  Так было и со Сталинской Конституцией, написанной Николаем Бухариным. Она была одной из самых демократических конституций мира. Ee существование не остановило Сталина перед уничтожением десятков миллионов своих сограждан, включая Бухарина.