https://www.amazon.com/Live-Faith-Religion-Laws-Russian/dp/1537644211/ref=sr_1_1?s=books&ie=UTF8&qid=1478359151&sr=1-1&keywords=galina+popovici
В этой книге рассматривается соотношение и взаимосвязь
веры, религий и законов, их история и их влияние на судьбы человечества.
Истина и Вера
«...Истина сделает вас свободными”
- сказал Иисус Христос. (Евангелиe от Иоанна, 8:32)
Истина — это адекватное отображение действительности в сознании
[1].
Вера – это
принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в необходимом полном подтверждении
истинности, непосредственное тяготение к тому, что представляется истиной [2].
Жизнь человека ограничена пространством и временем, она
слишком короткая для того, чтобы понять хотя бы маленькую часть знаний,
накопленных человечеством и подтвердить или опровергнуть истинность этих знаний.
Поэтому знания большинства людей
основаны на вере. Вера является фундаментом жизни. Вера порождает надежду. Вера часто основывается на опыте. В этом
случае вера хотя и не безупречна, но несомненно необходима для выживания. Крестьянин
верит и надеется, что засеянное поле принесет урожай. Рыбак, уходя в море,
надеется, что рыбий улов будет большим. Ученые, делая сложные, иногда дорого
стоящие опыты верят, что они смогут раздвинуть границы знаний. Чаще всего они
будут правы, хотя иногда урожай пропадет из-за засухи, наводнений, вредителей и
т. д. В море может начаться буря и рыбак вынужден будет вернуться без рыбы,
чтобы спасти свою жизнь. Ученые могут не получить искомый результат по многим
причинам, например, недостаточная точность аппаратуры или недостаточная чистота
используемых реактивов, или плохая теория и многое другое.
Ум новорожденного - это чистый лист бумаги,
на котором окружающая среда напишет то, во что она верит. У ребенка нет никаких
знаний и у него нет возможности проверить услышанное. Если ребёнка учить, что он должен съесть
мозг, печень и сердце своего врага, тогда он будет умным, здоровым и смелым, он
будет это делать, потому что не знает ничего другого, и потому, что так делали
его предки. Если ребёнок рос среди волков, он будет вести себя, как волк.
Ребенка можно учить самым разным
способам поведения, например, что он должен уважать себя и других, проявлять к
людям внимание и сочувствие, вести себя цивилизованно, соблюдать христианскую
заповедь любви к ближнему и т. д. Но можно учить прямо противоположному,
например, что красть допустимо, т. к. крадут все, или что доносить, убивать за
родину и царя батюшку похвально, и многое другое в том же роде. В юношеском
возрасте у человека, прошедшего такую школу, будет две возможности: верить всю
жизнь тому, чему его научили или критически пересмотреть полученные в детстве
знания, но для этого понадобится новая, более широкая и глубокая информация, к
которой не каждый имеет доступ. Чтобы юноши и девушки смогли самостоятельно правильно
выбрать дорогу жизни их надо учить критическому мышлению и не ограничивать
объем знаний. Школа должна быть на высоком уровне.
Религии
На каком-то уровне развития, люди начали
задавать вопрос, как устроен мир и как жить. Они пытались объяснить, почему бывает день и ночь, зима и
лето, почему бывают бури, засухи, пожары, наводнения и т. д, что случается с
человеком после его смерти. На эти вопросы отвечали религии. Религии менялись с
развитием и изменением общества.
Вначале люди верили, что мир
заселен невидимыми духами, стихийными божествами и душами умерших предков, сверх
естественными существами, добрыми и злыми [3]. Считалось что они активно
участвуют в жизни людей. Эти первые
верования назывались языческими или народными.
С развитием человечества, когда
люди стали объединяться в города и государства, появлялись религии, в основе
которых лежала общая вера в одного Бога или группы богов. Как правило, религии предусматривали участие
в молитвенных и ритуальных обрядах, и часто содержали моральный кодекс,
регулирующий человеческое поведение. На основе морального кодекса составлялся
свод законов.
Вначале некоторые религии ставили
перед собой две задачи: давали объяснение материального устройству мира и
отвечали на вопрос как жить. Но уже в середине первого тысячелетия до нашей эры
появились восточные религии: Даосизм, Конфуцианство, Буддизм, которые отвечали
на вопрос как жить и не давали никакого объяснения появлению и устройству мира.
Считалось, что мир существовал всегда и никак не обсуждалось вмешательство
богов в человеческую жизнь. В этих религиях верующие поклоняются своим учителям
- Лао-Цзы,
Конфуцию и Будде.
Со временем тема устройства мира
перешла к науке. Но ответ на вопрос как
жить оставался и остается до сих пор за религиями. В XVI веке Николай Коперник
показал, что Земля не является центром вселенной. Ученые установили, что
сотворение мира, данное в Ветхом Завете – ошибочно. Среди образованных людей
появилось много атеистов. Вместе с научными ошибками христианской религии
атеисты автоматически отвергли и заслуги религии на моральном поприще, с водой из
ванночки выбросили ребенка.
Религии определяют культуру [4], т.е. образ жизни, построенный группой
людей и передающийся от одного поколения к другому. Культура говорит людям, как
вести себя в том или ином случае и обычно это поведение определено
преобладающей религией данного общества.
Приведу несколько примеров.
В буддизме считается, что жизнь – это страдание, поэтому надо радоваться
смерти любого человека, даже самого близкого. потому что он избавился от
страдания. Конечно, человеку может быть
больно, если умер кто-то близкий, но он не должен показывать своего горя.
Я расскажу один случай из Таиланда, буддисткой страны. Умер
человек. Ему было 82 года. Его положили в зале монастыря, в открытом гробу на
возвышении примерно человеческого роста, на 3 дня, в течение которых люди
приходили поклониться ему. Когда мы вошли, его радостная, улыбающаяся сестра
приветствовала нас и вела себя так, как будто мы пришли на день рождения, а не
на похороны. Все улыбались и радовались.
Противоположное отношение к смерти в
христианской культуре, где жизнь человека считается наивысшим благом. Если умер
близкий человек вы не обязаны скрывать свою боль. Конечно бывают случаи, когда
условия заставляют родственника больного “сидеть и думать про себя, когда же
черт возьмет тебя”, но даже в таком случае показывать свою радость по случаю
смерти по меньшей мере неприлично.
Другой случай. В некоторых арабских странах,
ислам запрещает женщинам водить машину, выходить на улицу без сопровождения
мужа, обязывает носить паранджу и т.д.
Девочек воспитывают в вере, что такая жизнь - правильная и единственно
возможная.
Однажды я разговаривала со студенткой из
арабской страны. Я ей сказала, что вот мол она прилагает усилие, чтобы получить
диплом, который в ее стране не понадобится, так как она не только не сможет
работать, но даже и водить автомобиль. Она ответила, что учится не для диплома,
а для своего развития. В своей стране она выйдет замуж и будет заботиться о
своем муже и детях, жить счастливой, как она надеется, семейной жизнью.
Ей
очень жаль американских женщин, жизнь которых проходит в работе и стрессе: 8
часов работы, где женщина должна стремиться быть лучшим или по крайней мере
хорошим работником, иначе возьмут другого; дорога с ее часами пик, где часто
теряешь время и нервы, а потом опаздываешь в садики или школы забрать детей и
т.д. Жизнь американских женщин – постоянный
стресс. Студентка не хотела бы такой жизни. Надо сказать, что арабские
студенты, учащиеся в Америке – выходцы из богатых или по крайней мере
зажиточных семей. Не знаю, как бы ответила на мой вопрос женщина из менее
обеспеченного слоя общества.
Другая студентка сказала мне, что сейчас
самый большой страх ее жизни, что по возвращению их семьи домой ее муж может
взять вторую жену, т.к. у них сейчас разрешено четыре жены. Между прочим, эта студентка была из одной из
советских среднеазиатских республик и хорошо говорила по-русски.
Каждый, кто бывал за границей или в других
бывших советских республиках, может привести много таких примеров, и Вы,
дорогой читатель, верующий Вы или атеист, должны признать, что Вы живете в
соответствии с христианской культурой, если вы живете в странах, где
христианская церковь преобладающая.
В книге Дина Хамера "Ген
Бога" [5-6], опубликованной в 2005 г постулируется, что изменение в гене
ВМАТ2 играет роль в открытости людей для духовного опыта, что ген Бога предрасполагает
людей к духовным или мистическим переживаниям.
Может быть, что люди, обладающие таким геном, чувствовали себя
защищенными Богом, а это давало им преимущество в естественном отборе.
В СССР проповедовался атеизм. В школе учили, что верить в
бога - признак отсталости и отсутствия культуры. Поэтому выросло несколько
поколений атеистов. Но, как показывает исследование Хамера, люди
предрасположены к вере. Многие из российских атеистов, хотя и ходят сейчас в
церковь, потому что это модно, стали язычниками, т. к. это самый примитивный,
начальный уровень веры человечества, практически не требующий знаний и
умственного усилия. “Опрос, проведенный
среди москвичей соц. центром МГУ, показал, что «в гороскопы верят 26%
православных. Среди христиан верят в колдовство порчу и дурной сглаз – 47% в
спиритизм – 18%” [7] «Если сравнить характеристики сознания «определенно
верующих» и «определенно не верующих», т.е., по сути, атеистов, то выясняется,
что именно последние в 2-4 раза меньше подвержены влиянию суеверий,
оккультизма, сатанизма. Так, соотношение верующих в колдовство среди верующих и
атеистов соответственно 57% и 21%, в астрологию – 29% и 15%, в спиритизм – 25%
и 6%». (А. Кураев. Искушения, которые, приходят «справа». С. 52) [7]
Возможно, что у
верующих есть ген бога и они рады верить во все, что попадается на их пути, когда
у них нет серьезного современного научного и религиозного образования.
Законы
Закон — это свод обязательных норм и правил. Вся жизнь вселенной развивается в соответствии с
законами. Мы знаем законы физики, химии, биологии, законы развития общества,
законы сосуществования людей, их сосуществование с окружающим миром и др.
В природе нет
ничего абсолютного, т. к. она - в постоянном развитии и изменении. Если в
математике тождество 1=1 вполне закономерно, то в реальной жизни такого
тождества быть не может. Возьмем, к примеру, Вас, читатель. Вы мгновение назад,
сейчас, и еще через мгновение не являетесь абсолютно равными личностями из-за
процессов, протекающих в организме и изменений, происшедшим благодаря этим
процессам. Но для многих прикладных вопросов такая точность не нужна и вас
будут называть тем же именем от рождения до смерти, хотя в разные периоды своей
жизни вы можете отличаться довольно сильно с физиологической, психической и
других точек зрения. Нет и абсолютно точных законов, а если они есть, то мы не
в состоянии их проверить с абсолютной точностью.
Законы общества - гражданские законы -
обычно действуют в каком-то промежутке времени на какой-то территории. Они
меняются с развитием и изменением общества.
Вначале, когда
люди жили родами, необходимости в законах не было, т. к. все отношения, как и в
семье, определялись чувствами любви, ненависти, ревности и т. д.
Слово цивилизация проиcxодит от латинского слова civitas - город и civis - житель города. Когда люди начали жить в городах и объединились в государства, появилась
необходимость реглaментировать их отношения между собой и с государством, т.е. создать свод законов. Быть цивилизованным человеком
значит соблюдать законы. Своды законов
как правило были сформулированы на основе моральных наставлений религий.
Язычество