Sunday, December 4, 2011

Общественные, философские и политические идеи России в XIX векe

Эту главу, переработанную и дополненную, вы можете прочесть в моей книге
 "Вехи Российской истории. Прошлое и возможное будущее России"
https://play.google.com/store/books/details/ Галина_Попович_Вехи_Российской_истории?id=z-1LDwAAQBAJ 
________________________________________________________________________________


Куда идет Россия 
Общественные, философские  и политические идеи России  в XIX векe

Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа.       
 Н. В. Гоголь

Декабристы
Первое восстание против самодержавия в России произошло, в большой степени, благодаря Наполеону. После патриотического подъема 1812 русские войска прошли половину Европы и в 1814 вошли в Париж. Это было в первый раз, когда такое большое количество россиан видело Европу. И что они увидели? Огромную разницу, просто пропость, между жизнью народов Европы и жизнью бедного, бесправного, безграмотного русского народа. Надо было что-то делать. Очевидно, надо было освободить крестьян. Александр I никаких реформ не планировал. Надо было ограничить самодержавие, ввести конституционное правление и провести необходимые реформы,
Офицеры, вернувшиеся из Европы, организовали несколько тайных обществ: “Союз Спасения”, “Союз благоденствия”, Южное и Северное общества. У каждого общества была своя программа. Программы отличались одна от другой в деталях, но основные идеи были общими: отмена крепостного права, ограничение или уничтожение монархии ( “Русская правда” Пестеля), проведение реформ управления, суда, армии и др.
Александр I умер в Таганроге 19 ноября (1 декабря) 1825. Началось междуцарствование, когда решалось, кто из братьев Александра будет править, Константин или Николай. Северное общество решило воспользоваться случаем и начать восстание. Офицеры были убеждены, что солдаты не пойдут друг против друга, и чтобы избежать кровопролития, новый царь (тогда уже было обьявлено, что царем будет Николай I) откажется от самодержавной власти, и что население поддержит восстание. 14 (26) декабря под руководством Трубецкого началось в Петербурге восстание, двух полков гвардии, выстроенных на Сенатской площади. Восстание было подавлено в тот же день. Восстание не было поддержано ни армией, ни населением. На юге, востание Черниговского полка под руководством Муравьева- Апостола, также было подавлено. К следствию было привлечено 529 человек. Пять руководителей (Пестель, Рылеев, Сергей Муравьев-Апостол,Бестужев-Рюмин и Каховский) были приговорены к повешению. Остальные получили различные сроки каторги и ссылки.

Образование в России, разночинцы 
Европа развивала философские и политические идеи, начиная с античных времен, но широкое образование в Европе началось с книгопечатания (1450) и реформы церкви. Веком позже Иван Федоров и Петр Мстиславец открыли в Москве книгопечатную мастерскую. Они издали несколько книг (1563-64). Но их мастерская была сожжена. Они бежали в Великое Княжество Литовское. Всего в Москве в XVI веке было напечатано 1000-1200 еkземпляров. Первый печатный двор в Москве, построенный по европейскому образцу начал работать в начале XVII векa. В России свои мыслители появились только в ХVIII веке. Это были в основном дворяне и знать, т. к. только у них был доступ к образованию. Но уже в начале ХIХ века с распространением образования начала появляться разночинная интеллигенция, которая внесла более сильную революционную струю в движение против самодержавия. A во второй половине ХIХ века, разночинцы стали основной политической силой страны. Выдающиеся критики, публицысты и писатели Белинский, Писарев, Чернышевский, Добролюбов, Чехов были разночинцами.
Разночинцы были выходцами из податного населения, получившие образование. В России со времен Петра I население было разделено на три сословия: дворяне, духовенство и податное население. Податное население платило подати, могло подвергаться телесным наказаниям, было обязано нести рекрутскую повинность и не имело постоянного паспорта. Для поездок куда-то, с какой-то целью выдавался паспорт действительный для проезда в указанное место и на указанный срок. Человек, пойманный без паспорта обьявлялся беглецом, был судим и получал тюремный срок или был сослан, чаще всего в Сибирь.
Разночинная интеллигенция имела право получить почетное гражданство http://mirslovarei.com/content_his/POCHETNOE-GRAZHDANSTVO-5489.html
Разночиная интеллигенция сущестовали на доходы от собственного труда, т.е это был пролетариат, зарабатывающий умственным трудом. Потеряв работу, разночинец мог остаться без средств к существованию. В этом отношении показательна судьба Висариона Белинского.


Белинский родился в 1810 году в семье лекаря, служившего в Балтийском флоте. Позже отец Белинского получил место уездного врача в городе Чембар, Пензенской губернии. Белинский учился в Чембарском училище и в губернской гимназии. В 1829 Белинский сдал экзамены и поступил учиться на словесное отделение философского факультета Московского Университета. Кроме экзаменов надо было иметь поручительство «о непринадлежности к тайным обществам». Такое поручительстбо дал Белинскому знакомый его семьи.
В Университете существовало несколько кружков, где обсуждались нравственные, философские и политические  вопросы. Кружки Станкевича и Герцена-Огарева стали самыми известными. Белинский принадлежал к кружку Н. В. Станкевича (кружок Белинского, после смерти Станкевича в 1840) куда входили К.С. Аксаков. М.А. Бакунин, И. С. Тургенев, М.Н. Катков, Т.Н. Грановский и др. Обсуждалась в основном немецкая философия ( Шеллинг, Фихте, Кант, а позже Гегель), не ставилось конкретных политических задач. Кружок А И Герцена-Огарева (Н. Кетчер, А. Лахтин, и Оболенский, Н. Сазонов,  Соколовский, Уткин и др.) проповедовал идеи свободы, равенства и братства, ненависть ко всякому насилию, конституцию и республиканский строй. Это был тайный кружок. Летом 1834 члены кружка были арестованы по доносу провокатора.  Соколовский и Уткин, были заключены в Шлиссельбургскую крепость. Герцен, Огарев, Сатин, Оболенский и Лахтин высланы из Москвы. В 1840 Герцену было разрешено вернуться в Москву, где он сблизился с участниками кружка Белинского. Участников этих двух кружков обьединяло, по словам Герцена “ глубокое чувство отчуждения от официальной России, от среды, их окружавшей. Эти два кружка явились ядром движения Западников, хотя иизвестный Славянофил К. С. Аксаков также принадлежал к кружку Станкевича.
С 1835 Белинский работал в “Телескопе” до его запрещения в 1836. Осенью 1836 в "Телескопе" было напечатано первое "Философическое письмо" Чаадаева. Журнал был разгромлен. Издатель Н. И. Надеждин сослан. У Белинского был произведен обыск. Найти другую работу Белинский не смог. Все это время с конца 1836 г. Белинский очень бедствовал.  Он жил на помощь друзей и долги. В 1838 его приняли негласным редактором “Московского Наблюдателя”. За полтора года Белинский опубликовал в «Московском наблюдателе» около 120 работ. Во время сотрудничества в "Московском Наблюдателе", Белинский тоже постоянно нуждался, а по прекращении этого журнала остался в совершенно безвыходном денежном положении. В 1839 Белинский был принят вести раздел критики в “Отечественных Записках” и переехал в Петербург. “Отечественные Записки” после прихода в него Белинского стали самым влиятельным русским журналом. Постоянная бедность, напряженная срочная журнальная работа подорвали здоровье Белинского. Еще в 1836 он заболел чахоткой. В 1846 болезнь обострилась, перешла в свою последнюю  стадию. Белинский оставил работу в “Отечественных Записках” и уехал лечиться на юг. По возвращении в Петербург Белинскии был принят штатным сотрудником в Журнал Некрасова “Современник”. Он успел напечатать в “Современнике” только одну статью  «Обозрение литературы 1847 года» и несколько заметок. Его здоровье быстро ухудшалось. Друзья собрали денег, чтобы отправить его лечиться за границу. Белинский уехал в мае 1847 в Зальцбрунн, Германия. Он навестил Герцена в Париже и встретился там с Тургеневым и Михаилом Бакуниным. В ноябре 1847 Белинский вернулся в Петербург. Он скончался в мае 1848 в возрасте 38 лет.

Идеи и течения первой половины XIX  века
В России свои мыслители появились только в конце ХVIII века, а истинно русская литература, согласно Белинскому, начинается с Гоголя (1809- 1852). Россия должна была за 100-150 лет пройти путь, который Европа сделала за более чем две тысячи лет. Отсюда много неразберихи, хаоса и проблем в русских философских, общественных и политических течениях XIX века.

Файл:Chaadaev by J.Viviene2.jpeg

                                                 Чаадаев, Пётр Яковлевич


Чаадаев, один из первых русских философов, говорит в своем первом философическом письме (1836):  http://az.lib.ru/c/chaadaew_p_j/text_0010.shtml
Одна из самых прискорбных особенностей нашей своеобразной цивилизации состоит в том, что мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах и дате у народов, гораздо более нас отсталых. Дело в том, что мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого. Мы стоим как бы вне времени, всемирное воспитание человеческого рода на нас не распространилось. Дивная связь человеческих идей в преемстве поколений и история человеческого духа, приведшие его во всем остальном мире к его современному состоянию, на нас не оказали никакого действия. Впрочем, то, что издавна составляет самую суть общества и жизни, для нас еще только теория и умозрение. 
В этих условиях Россия еще не могла создать свою собственную философскую школу. Тем более, что первый русский философ, Петр Чаадаев, был обьявлен сумасшедшим и ему не разрешено было покидать квартиру и принимать, кого бы то ни было. Несколько лет его еженедельно навещал врач от полиции, который докладывал о развитии его "умственной болезни".
Но уже в это время Россия могла создать свою собственную самобытную литературу. К этому призывал Белинский. Русская жизнь отличалась от жизни Европы, ее проблемы были совсем другими. Белинский считал, что русская литература внесет вклад в мировую культуру не подражанием западным течениям, а создавая произведения правдиво описывающие русскую жизнь. Поэтому он считал Гоголя первым русским писателем. Согласно Белинскому, литература должна быть посвящена насущным проблемам России и играть просветительскую роль, а не быть только культурно-развлекательным явлением, как большинство литературы, созданной в это время на Западе.
Но позже Белинский признал и Пушкина русским писателем. О романе "Евгений Онегин" Пушкина Белинский сказал: ““В своей поэме он (Пушкин) умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением”, хотя на образ Онегина оказал влияние герой Байрона Чайлд Гарольд из поемы «Паломничество Чайлд-Гарольда» , о чем и сам Пушкин говорит в «Онегинe».
Байрон впервые создал образ “лишнего человека, который не чувствует, что он принадлежит к окружающему его миру, он чужой и непонятный для этого мира. Это талантливый человек, который не может поставить свой талант на службу обществу. "Лишний человек” стал очень популярным в русской литературе ХIХ века. Это и понятно. В России неразвитость и контрасты общественной жизни были более сильные, чем на Западе.
За Онегиным последовали другие “лишние люди”: Печорин («Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова), Бельтов («Кто виноват?» А. И. Герцена), Рудин («Рудин») и Лаврецкий («Дворянское гнездо») Тургенева, некоторые из героев Чехова. и др.
Вот что говорил критик Д. Писарев о русских “лишних людях”:
“...являлись и до сих пор являются толпами люди грустящие, тоскующие от неудовлетворенного стремления приносить пользу.
 Верно по крайней мере то, что переделать условия жизни у них не хватает сил, а ужиться с этими условиями они не умеют. Вот они мечутся из стороны в сторону, пробуют свои силы на разных карьерах, просят, умоляют общество: "Пристрой ты нас куда-нибудь, возьми ты наши силы, выжми из них для себя какую-нибудь частицу пользы; погуби нас, но губи так, чтобы наша гибель не пропала даром". Общество глухо и неумолимо; горячее желание Рудиных и Бельтовых пристроиться к практической деятельности и видеть плоды своих трудов и пожертвований остается бесплодным. ...Они говорили на таком языке, которого не понимало общество, и, после напрасных попыток растолковать этому обществу свои желания, они умолкали и впадали в очень извинительное уныние. 
В 1862 в русскую литературу вошел разночинец - “нигилист” Базаров, герой романа Тургенева “Отцы и дети”. Действие романа происходит в 1859, до крестьянской реформы.
Д. Писарев говорит о Базарове:
“Базаров ни в ком не нуждается, никого не боится, никого не любит и, вследствие этого, никого не щадит. Как Диоген, он готов жить чуть не в бочке и за это предоставляет себе право говорить людям в глаза резкие истины по той же причине, что это ему нравится. ...Насмешливые отношения Базарова к мягкосердечному Кирсанову вытекают из основных свойств общего базаровского типа. Грубые столкновения его с Кирсановым и с его дядею составляют его личную принадлежность. Базаров не только эмпирик - он, кроме того, неотесанный бурш, не знающий другой жизни, кроме бездомной, трудовой, подчас дико-разгульной жизни бедного студента.”
Отцы в романе представлены семьей Кирсановых (отец, сын и дядя). Это помещики, лишние люди. Взгляд у отцов и детей на проблемы России одинаковый, но отношение к решению проблем разное.

“- Что же вы делаете? (спрашивает дядя Аркадия у Базарова).
- А вот что мы делает! (отвечает Базаров): прежде - в недавнее время, мы говорили, что чиновники наши берут взятки, что у нас нет ни дорог, ни торговли, ни правильного суда.
- Ну да, да, вы - обличители, - так, кажется, это называется? Со многими из ваших обличений и я соглашаюсь, но...
- А потом мы догадались, что болтать, все только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведет только к пошлости и к доктринерству; мы увидали, что умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и черт знает о чем, когда дело идет о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит, когда все
 наши акционерные общества лопаются единственно от того, что оказывается недостаток в честных людях, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы напиться дурману в кабаке...
- И это называется нигилизмом?
- И это называется нигилизмом, - повторил опять Базаров, на этот раз с особенною дерзостью.”
Базаров не созидатель, он разрушитель:  “Сперва надо место расчистить” - говорит Базаров.
Православиe, Самодержавиe и Народность
Чтобы противостоять распространению новых идеи и сохранить самодержавие, при Николае I началась усиленная пропаганда Православия, Самодержавия и Народности. Министр народного просвещения граф Уваров представил Николаю I доктрину, которой должно было следовать все русское образование:
“...обратить сии развивающие элементы и пробужденные силы, по мере возможности, к одному знаменателю; наконец, искать этого знаменателя в тройственном понятии «Православия, Самодержавия и Народности» — вот в немногих чертах направление, данное Вашим Величеством министерству народного просвещения.” “Православие, Самодержавие, Народность — принципы, которым должно следовать народное образование”. 
“….образование, правильное, основательное, необходимое в нашем веке, с глубоким убеждением и теплою верой в истинно русские охранительные начала православия, самодержавия и народности, составляющие последний якорь нашего спасения” 
“Самодержавие составляет главное условие политического существования России. Русский колосс упирается на нем, как на краеугольном камне своего величия.”   
Уваров говорил, что Русская нация это обьединение людей безгранично преданныx своим властителям, что покорность является особым свойством русской нации, а западные народы развращены философией Просвещения.
О воспитании детей и молодежи в Николаевское время Герцен говорил: “Беспощадно, систематически вытравляло оно в них человеческие зародыши, отучало их, как от порока, от всех людских чувств, кроме покорности. За нарушение дисциплины оно малолетних наказывало так, как не наказывают в других странах закоренелых преступников».
Николай I считал что царь и государство – одно и тоже. Третье Отделение следило за всеми, ни для кого не было исключения, поэтому Император казался вездесущим и всемогущим.
Доктрина Уварова была переформулировкoй лозунга провозглашенного Петром I перед началом битвы под Полтавой: “За Бога, Царя и Отечество” Под этим лозунгом русские солдаты и в дальнейшем шли на все войны. Этот лозунг широко применялся и вo время Второй Мировой Войны: ”За Родину, за Сталина”.
Все, кто намеревался продвинуться по службе, а таких было много, должны были по крайней мере одобрять триаду Уварова. Официозные писатели публиковали в «Северной пчеле» и «Москвитянине» и др. материалы восхваляющие доктрину. Кроме того доктрину поддерживало огромное количество помещиков, которые были заинтересованы в сохранении status quo. Этих людей не надо смешивать с Славянофилами.

Славянофилы и Западники
Славянофилы и Западники были два политических течения в 40-50 х годах.
Западники считали, что Россия должна идти по Западно-европейскому пути. Западники надеялись установить мирным путем конституционную монархию, распространяя свои взгляды в обществе и борясь против реакционной официальной идеологии. Идеи западничества провозглашали Тургенев, Николай Мельгунов, Василий Боткин, П. В. Анненков, Е. Ф. Корш,  Т. Н. Грановский и др. Писатели Д. В. Григорович, И. А. Гончаров, А. В. Дружинин, В. Н. Майков, Н. А. Некрасов, И. И. Панаев и др. разделяли взгляды западников.
Идею Западников ярко выразил Белинский в его письме к Гоголю:
“Ей (России) нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а с здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение. А вместо этого она представляет собою ужасное зрелище… страны, где нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей.”
Славянофилы утверждали, что надо было искать свою национальную русскую идею, обусловленнoю историей страны. Но где ее было искать эту русскую идею: среди бесправного , безграмотного, бунтующего народа, среди недорослей помещиков? 

Несмотря на различие в философских взглядах, kак славянофилы, так и Западники выступали за отмену крепостного права и критиковали феодально-абсолютистский строй России. Некоторые Cлавянофилы отстаивали идею созыва Земского собора (Думы) из выборных представителей всех общественных слоев, но выступали против формального ограничения самодержавия, так чтобы Дума носила бы только совещательный характер. Как славянофилы, так и Западники добивались устранения цензуры, установления гласного суда с участием в нём выборных представителей, отмены смертной казни и телесных наказаний.
 Идеи и течения  второй  половины XIX  века
Значительные изменения произошли во второй половине ХIХ века, а особенно после  крестьянской реформы (1861). которую многие считали недостаточной. Идейное направление общества стало более радикальным. Политическую сцену страны заполнили разночинцы. Даже Герцен, который проповедовал изменения в России сверху шаг за шагом, поменял свою позицию на более революционную. 
Александр Иванович Герцен




Александр Иванович Герцен (1812 -1870), философ, публицист, писатель
 Николай Платонович Огарев (1813 — 1877) поэт, публицист

Александр Иванович Герцен оказал oгромное влияние на идеи русского демократического движения XIX века. Еще двенадцатилетними детьми Герцен и его друг Николай Огарев поклялись в день казни Декабристов отомстить за их смерть. Оба были выходцами из богатых дворянских семей. Оба учились на физико-математическом факультете Московского Университета, где организовали кружок единомышленников. Оба посветили свою жизни борьбе с самодержавием.

В 1861  в Москве, Петербурге и других городах России, вдохновленная Герценом, образовалась организация “Земля и Воля”. Некоторые из кружков организации участвовали в подготовке восстания в Польше, Украине и Белоруссии. Они надеялись, что Восстание будет поддержало pусским крестьянским бунтом. Но этого не случилось. Восстание было подавлено. Многие участники “Земли Воли” были арестованы, и организация самоликвидировалась (1864). (Это была первая организация “Земля и Воля”. Новая "Земля и Воля" была создана в Петербурге в 1876).
Герцен развивал теорию русского пути к социализму, минуя капитализм: "Мы  русским социализмом называем тот социализм, который идет от земли и крестьянского быта, от фактического надела и существующего передела полей, от общинного владения и общинного управления, — и идет вместе с работничьей артелью навстречу той экономической справедливости, к которой стремится социализм вообще и которую подтверждает наука". Теория Герцена опиралась на тот факт, что более 80% русских крестьян жили в общинах.
Общинное землевладение, форма землевладения, при котором право собственности на землю принадлежит всей общине в совокупности: каждый из членов общины получает участок земли (надел) во временное пользование, некотор. земли (выгоны, сенокосы, леса) находятся в общем пользовании всех, другие участки (усадьбы)— в подворнонаследственном пользовании. Участки, отдаваемые во временное пользование, через определенные промежутки перераспределяются между членами общины (переделы) “
Герцен считал, что Россия не может пойти по западному пути, из-за исторической отсталости и из-за своеобразного исторического развития : "Англосаксонские народы освободили личность, отрицая общественное начало, обособляя человека. Русский народ сохранил общинное устройство, отрицая личность, поглощая человека".

Герцен предлагал идею избрания всенородного бессословного Учредительного Собрания . "Каково бы ни было первое Учредительное собрание, первый парламент, мы получим свободу слова, обсуждения и законную почву под ногами" – писал Герцен. За идею Герцена о созыве всесословного учредительного собрания боролось несколько поколений революционеров до самого октябрьского переворота в 1917.
Герцен надеялся, что переход к социализму может произойти мирным путем. "Мы не верим, что народы не могут идти вперед иначе, как по колена в крови; мы преклоняемся с благоговением перед мучениками, но от всего сердца желаем, чтоб их не было". Герцен говорил, что надо идти в народ и призывать его не к топору, а к метле, чтобы вымести грязь и сор, скопившийся в России. "Насильем можно разрушать и расчищать место — не больше.” - возражал он анархисту Бакунину.
Хождение в народ
Хождение в народ началось по призыву Герцена. Это было очень широкое, в основном неорганизованное движение молодежи. Некоторые просто изучали жизнь простого народа, записывали песни, былины, обряды и т. д. Другие организовывали школы, мастерские и артели, чтобы обучать крестьян грамотности и ремеслам. Это было моральное подвижничество. Многие считали что русские крестьяне стихийные социалисты, т.к. они жили общинами. B официальной записке органов надзора говорилось, что обличительная печать “с громкими фразами о нуждах, пользе и бедственном положении низших классов, не могло пройти бесследно и не повлиять на впечатлительную молодежь, столь естественно стремящуюся в своих мечтах к возможности осуществления в жизни недосягаемых идеалов всеобщего братства, равенства, свободы".
Но было и крайне левое движение вдохновляемое Бакуниным, призывающее к всеобщему бунту и низвержению существующего строя. Бакунин писал (1873), что русский народ “ ...может похвастаться чрезмерною нищетою, а также и рабством примерным. Страданиям его нет числа, и переносит он их не терпеливо, а с глубоким и страстным отчаянием, выразившимся уже два раза исторически, двумя страшными взрывами: бунтом Стеньки Разина и Пугачевским бунтом, и не перестающим поныне проявляться в беспрерывном ряде частных крестьянских бунтов".
Но народники-бунтари не умели успеха. Народ их не понимал и часто их сдавали в полицию. В 1874 в 37 губерниях было аретовано около 1500 человек, а 1875 еще около 1000. Следствие велось жестокими методами, было проведено около 80 судебных процессов, народников приговорили к каторге и ссылке. Волна хождения в народ спала.

В Петрбурге в 1878 было организовано тайное общество "Земля и Воля”, которая придерживалась идей Бакунина: анархия и коллективизм. Впервые в революционном движении России они использовали красный флаг. С 1878 "Земля и Воля” активно участвовала в террористических актах против представителей власти, считая своей задачей систематическое уничтожение продажных высокопоставленных правительственных лиц. Они считали, что террор будет держать правительство в страхе и дезорганизует его. В 1879 “Земля и Воля” распалась на две организации : “Черный Передел”, который считал, что "убийство никогда не служит делу свободы" и “Народная Воля” - террористская организация. 1 марта 1881 народовольцы убили царя-реформатора Александра II. 1 Марта 1887 они предприняли неудачное покушение на Александра III.
На основе "Народной Воли”, которая была хорошо организована ( в нее входило много специальных групп из студентов, рабочих и военных) в 1902 была создана партия Социалистов Революционеров (эсэры), которые продолжали борьбу с самодержавием.

Нравственные искания
Но великие русские писатели, хорошо знавшие русский народ, Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой и др., в своих произведениях говорили, что насилие, в том числе революционное, является безусловным злом, что в России насилие может привести к страшным непредвиденным последствиям.
Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1836)
File:Kiprensky Pushkin.jpg
 Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный! Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или люди жестокосердные, “кому чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка." ( А. С. Пушкин "Капитанская дочка")


Николай Васильевич Гоголь (1809- 1852)

 “Я встречал в последнее время много прекрасных людей, которые совершенно сбились. Одни думают, что преобразованьями и реформами, обращеньем на такой и на другой лад можно поправить мир; другие думают, что посредством какой-то особенной, довольно посредственной литературы, которую вы называете беллетристикой, можно подействовать на воспитание общества. Но благосостояние общества не приведут в лучшее состояние ни беспорядки, ни пылкие головы. Брожение внутри не исправить никаким конституциям. Общество образуется само собою, общество слагается из единиц. Надобно, чтобы каждая единица исполнила должность свою. Нужно вспомнить человеку, что он вовсе не материальная скотина, но высокий гражданин высокого небесного гражданства. Покуда он хоть сколько-нибудь не будет жить жизнью небесного гражданина, до тех пор не придет в порядок и земное гражданство. ...

Литератор ... должен служить искусству, которое вносит в души мира высшую примиряющую истину, а не вражду, любовь к человеку, а не ожесточение и ненависть.” (ответ Гоголя Белинскому).
                        Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910)
File:Tolstoy by Repin 1901.jpg
                        Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910)
Проповедовал в своих произведениях непротивление злу насилием, т.к. насилие рождает насилие.
http://ruslit.com.ua/translit/russian_classic/bulgakov_vf/hristianskaya_etika.2630

          Фёдор  Михайлович Достоевский( 1821 – 1881)
File:Dostoevskij 1863.jpg
Достоевский происходил из старинного, обедневшего шляхетского рода. Их родовое имение было около Пинска, в Белоруссии. Он закончил Петербургский Военно-Инженерный Институт.
В 1846 Достоевский опубликоал повесть “Бедные люди", которая была принята восторженно. Некрасов заявил, что Достоевский – новый Гоголь. Достоевский в возрасте 24 лет стал новой литературной известностью.
Достоевский активно участвовал в политических кружках Белинского и Петрашевского. Среди участников кружка Петрашевского были писатель Салтыков-Щедрин, поэты Плещеев, Аполлон Майков, Тарас Шевченко, критик Чернышевский и др.

В апреле 1849 члены кружка Петрашевского были арестованы по доносу провокатора, посещавшего кружок больше года, и заключены в одиночные камеры Петро-Павловской крепости. В ноябре Достоевский вместе с 20 другими кружковцами был приговорен к смертной казни. Но в последний момент, после инсценировки расстрела, казнь была заменена каторгой. 


 "Приговор смертной казни расстрелянием, прочтенный нам всем предварительно, прочтен был вовсе не в шутку, почти все были уверены, что он будет исполнен, и вынесли, по крайней мере, десять ужасных, безмерно-страшных минут ожидания смерти", писал позже Ф. М Достоевский.
Свои четыре года жизни на Омской каторге и нравы, царившие тогда в России, Достоевский описал в “Записках из Мертвого Дома”:
- У каторжников были клейма на лбу и щеках. Дворян не клеймили.
- Кандалы, весившие от 8 до 12 фунтов, надевались при вступлении в каторгу и снимались только в двух случаях, освобождения или смерти. Даже чахоточные больные, совсем ослабшие держались в кандалах до конца.
- Были и каторжники, прикованные к стене, на цепи в сажень (2,13 м) длиной. Они сидели на цепи по пять или даже 10 лет.
-Почти всегда кроме каторги назначались палки или розги до 4000. Человека прогоняли сквозь строй и солдаты били палками или розгами. Если какой-то солдат не ударил, то его тоже могли прогнать сквозь строй. Поэтому солдаты обычно усердствовали. Если наказание было в несколько тысяч, то били только до одной тысячи, иногда полторы. Выжившего отправляли в больницу, чтобы его израненная спина зарубцевалась, а потом давали следующую тысячу. Дворяне телесным наказаниям не подвергались.
На каторге были люди самые разные: убийцы, бродяги, невинные, попавшие по недоразумению, по неправому суду, политические и др. Половина каторжников были грамотные, в то время, как в России в среднем грамотных было меньше 10%.
(Маленькое отступление - Мечты каторжников:
-сидевшие на цепи мечтали кончить свой срок и прогуляться по двору тюрмы вместе с другими каторжниками.
- бессрочные мечтали о том, чтобы им назначили срок и сослали в Нерчинск, в рудники. Работа там была тяжелая, но идти до Нерчинска полгода в арестанской партии - такая хорошая жизнь, по сравнению с каторгой!)
Достоевский в нескольких местах говорит об отношении народа к дворянам: “ Ненависть, которую я в качестве дворянина, испытывал постоянно... становилась для меня невыносимой, отравляла всю мою жизнь ядом. “ Вы – железные носы, вы нас заклевали” - говорили нам арестанты". Дворяне...”разделены с простонародьем глубочайшею бездной … Я убежден, что это верно. Я убедился не книжно, не умозрительно, а в действительности имел очень довольно времени, чтобы проверить свои убеждения.”
В свой последний день на каторге, Достоевский обходит острог, чтобы попрощаться и с болью делает вывод: “И сколько в этих стенах погребено напрасно молодости, сколько великих сил погибло здесь даром! Ведь надо уж все сказать: ведь этот народ необыкновенный был народ. Ведь это, может быть, и есть самый самый даровитый, самый сильный народ из всего народа нашего. Но погибли даром могучие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно.”
Россия была тюрьмой для народа, но она была каторгой для необыкновенных и талантливых. Государство ценило только послушание.
В январе 1854 Достоевский выходит из острога, зачислен рядовым в войска Отдельного сибирского корпуса и служит в Семипалатинске.  В 1859 Достоевский получает отставку, переезжает в Тверь, а в конце года получает разрешение жить в Петербурге.
Достоевскй знал Россию от самого низа (каторжники) до самых верхов (он был принят в самых высших кругах общества как великий писатель современности). Он знал революционное движение и, благодаря этому знанию, он смог предвидеть и предсказать будущее России. Oн это сдалал в романе “Бесы”.
В “Бесах” представлено несколько направлений демократического и революционного движения в России: старшее поколение - либералы, и новое поколение, в основном разночинцы, - нигилисты, атеисты, революционеры и т.д.
Главный герой повести Петр Степанович Верховенский - политический честолюбец, мошенник, человек без чести и совести, лжет, манипулирует людьми, организует убийство своего соратника, чтобы повязать кровью пятерку заговорщиков. Вот его план захвата власти: “ ...одно или два поколения разврата теперь необходимо, разврата, неслыханного, подленького, когда человек превращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь, - вот чего надо. А тут еще “свеженькой кровушки”, чтоб попривык. … Мы провозгласим разрушение. ...Мы пустим пожары... Мы пустим легенды... И начнется смута! Раскачка такая пойдет, какой мир еще не видал... Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам... ... не надо образования, довольно науки! И без науки хватит материалу на тысячу лет, но надо устроиться послушанию. В мире одного тоько недостает: послушания. Жажда образования есть уже жажда аристократическая. ...Мы уморим желание: мы пустим пьянство, сплетни, донос, мы пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве. Все к одному знаменателю, полное равенство.... Полное послушание, полная безличность”

Прототипом Петра Верховенского является нигилист Сергей Нечаев .http://dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/9279
Нечаев был сильныий человек с диктаторскими замашками, абсолютно безнравственный. Он организовал “Общество народной расправы”, где требовал полной дисциплины и послушания. Когда один из кружковцев, студент Иванов, обнаружил неповиновение, Нечаев организовал его убийство, выполненное им самим с четырмя другими кружковцами. Нечаев убежал за границу, но вся организация, 87 человек, были осуждены на разные сроки каторги и ссылки (1871). (Некоторые были оправданы) . За границей Нечаев издавал журнал “Народная расправа”. В 1872 Швейцария выдала Нечаева России, как уголовного преступника. Его осудили на 20 лет и посадили в Петропавловскую крепость, где он умер в 1882.
Нечаев сделал огромное зло. Он написал и издал устав “Катехизис революционера”, руководство к захвату власти, которым в дальнейшем в большой степени руководствовался, как мы увидим позже, революционер Ульянов (Ленин). 
Я привожу только отрывки из “Катехизиса революционера”. Полностью вы найдете Катехизис на этом сайте
Сергей Нечаев  
Катехизис революционера

Отношение революционера к самому себе

1. Революционер — человек обреченный.  У него нет ни  своих
интересов,   ни   дел,   ни   чувств,   ни   привязанностей,   ни
собственности,  ни даже имени.  Все в нем поглощено  единственным
исключительным   интересом,  единою  мыслью,  единою  страстью  — революцией.
§2. Он в глубине своего существа, не на словах только, а на деле,
разорвал всякую связь с гражданским порядком и со всем
образованным миром, и со всеми законами, приличиями,
общепринятыми условиями, нравственностью этого мира.
Он для него — враг беспощадный, и если он продолжает
жить в нем, то для тоготолько, чтоб его вернее разрушить.
§4. ... Он презирает общественное мнение. Он презирает и
ненавидит во всех ея побуждениях и проявлениях
нынешнюю общественную нравственность. Нравственно
для него все, что способствуетторжеству революции.
Безнравственно и преступно все, что мешает ему... Отношение революционера к товарищам по революции Мера дружбы, преданности и прочих обязанностей ...
определяетс единственно степенью полезности в деле
всеразрушительной практической революции...
Когда товарищ попадает в беду, решая вопрос спасать
его или нет, революционер должен соображаться не с
какими нибудь личными чувствами, но только с пользою
революционного дела.


 Отношение революционера к обществу
§13. Революционер вступает в государственный,
 сословный итак называемый образованный
мир и живет в нем только с целью его
полнейшего, скорейшего разрушения. Он
не революционер, если ему чего нибудь 
жаль в этом мире. Если он может
остановиться перед истреблением 
положения, отношения или kакого либо
человека, принадлежащего к этому миру,
 в котором — все и все должны быть ему
равно ненавистны.
§14. С целью беспощадного разрушения
революционер может, и даже часто должен,
жить в обществе, притворяясь совсем
не тем, что он есть. Революционеры 
должны проникнуть всюду, во все ... 
высшия и средние сословия, в купеческую
лавку, в церковь, в барский дом, в 
мир бюрократский, военный, в литературу,
в третье отделение и даже в зимний
дворец.
§15. Все это поганое общество должно быть
раздроблено на несколько категорий.
Первая категория — неотлагаемо осужденных
на смерть. Да будет составлен товариществом
список таких осужденных по порядку 
их относительной зловредности для 
 успеха революционного дела, так чтобы
предыдущие номера убрались прежде
последующих....Итак, прежде всего должны
быть уничтожены люди, особенно
вредные для революционной организации,
и такие, внезапная и насильственная
смерть которых может навести наибольший
страх на правительство и, лишив его
умных и энергических деятелей, потрясти
его силу.
§17. Вторая категория должна состоять именно из 
тех людей,которым даруют только временно
жизнь, дабы они рядом зверских поступков
довели народ до неотвратимого бунта. 
§18. К третьей категории принадлежит множество
высокопоставленных скотов или личностей,
 не отличающихся ни особенным умом и
 энергиею, но пользующихся по положению
богатством, связями, влиянием и силою.
 Надо их эксплуатировать всевозможными
манерами и путями; опутать их, сбить их
с толку, и, овладев, по возможности, их
грязными тайнами, сделать их своими
рабами. Их власть, влияние, связи, 
богатство и сила сделаются таким образом
неистощимой сокровищницею и сильною
помощью для разных революционных
предприятий.
§19. Четвертая категория состоит из государственных
честолюбцев и либералов с разными 
оттенками. С ними можно конспирировать
по их программам, делая вид, что слепо
следуешь за ними, а между тем прибрать
их в руки, овладеть всеми их тайнами,
скомпрометировать их до нельзя, так
чтоб возврат был для них невозможен,
и их руками и мутить государство. \
§20. Пятая категория — доктринеры, конспираторы
 и революционеры в праздно-глаголющих
кружках и на бумаге. Их надо беспрестанно
толкать и тянуть вперед, в практичные
головоломныя заявления, результатом
которых будет бесследная гибель
большинства и настоящая революционная
выработка немногих.

Отношение товарищества к народу
§24. Товарищество поэтому не намерено навязывать народу какую бы то ни было организацию сверху.  Будущая организация без сомнения вырабатывается из народного движения и жизни. Но это —дело будущих поколений. Наше дело — страстное, полное, повсеместное и беспощадное разрушение.
§25. Поэтому, сближаясь с народом, мы прежде всего должны соединиться с теми
элементами народной жизни, которые со времени основания московской
государственной силы не переставали протестовать не на словах, а на деле против всего, что прямо или косвенно связано с государством:  против дворянства, против чиновничества,  против попов, против гилдейского мира и против кулака мироеда. Соединимся с лихим разбойничьим миром, этим истинным и единственным революционером в России.
§26. Сплотить этот мир в одну непобедимую, всесокрушающую
силу — вот вся наша организация,  конспирация, задача.
______________________
Как мы увидим позже, большевики во главе с Лениным, а
позже с его верным  продолжателем Сталиным,  следовали 
многим  пунктам этой декларации.
(C) Galina Popovici, 2011
Все права защищены © 2012 Галина Поповичи
Благодарю Вас за чтение! Перешлите, пожалуйста, ссылку своим друзьям.  http://galinapop-russia.blogspot.com Спасибо.
Моя книга Восток и Запад. Вера, Религия и Законы
(русское издание) продается на amazon. Книга на русском
языке. Надеюсь, она вам понравится.
http://galinapop-russia.blogspot.com/2017/01/blog-post_27.html

Tuesday, September 27, 2011

Александр II, Жизнь и Смерть

Эту главу, переработанную и дополненную, вы можете прочесть в моей книге
 "Вехи Российской истории. Прошлое и возможное будущее России"
https://play.google.com/store/books/details/ Галина_Попович_Вехи_Российской_истории?id=z-1LDwAAQBAJ 
_______________________________________________________________________________

Куда идет Россия


Александр II (1818 -1881)
Император c 1855





Александр был умный и просвещенный самодержец, реформатор и освободитель, как его звали за отмену крепостного права.

Александр понимал проблемы России. Он провел реформы, которые Россия ждала с XVIII века, если не раньше. Его влияние на жизнь России может сравниться только с влиянием Петра I. Он сделал некоторые ошибки, но, наверное, только Бог мог править Россией в его время, не делая ошибок. В России была огромная пропасть между богатым меньшинством, у которого была власть, и огромным безграмотным, крайне бедным и бесправным большинством, готовым бунтовать в любой момент. Царь должен был найти золотую середину между этими двумя группами, так чтобы и волки были сыты и овцы целы. Его ждала участь Павла I , перегни он палку в сторону народа или участь французских королей, продолжай он политику своего отца.

Александр мог спасти династию Романовых, если бы он провозгласил kонституционную монархию. Он этого   не успел сделать. Не в пример его предшественникам и последователям, которые применяли для правления Россией только кнут, он употреблял и пряник.

Александр получил очень хорошее образование под руководством поэта Жуковского, который был и его учителем русского языка. Он изучал историю, законодательство, военное дело, естественные науки, статистику и внешнюю политику. Он говорил на пяти языках. Он много путешествовал по Европе и предпринял шестимесячное путешествие по России, включая Сибирь.

Еще при жизни отца Александр был введен во все правящие институты империи: Сенат, Государственный совет, Комитет министров и Синод. Он служил в армии и в возрасте 26 лет получил звание генерала.

Александр вступил на престол в 1855, в возрасте 36 лет. За время своего правления Александр провел несколько существенных реформ, целью которых был экономический и гуманитарный прогресс, и уменьшение классовых привилегий (всеобщая воинская повинность, реформа образования, правосудия и др)

Окончание Крымской войны

В 1856 Александр положил конец Крымской войне, подписав Парижский договор. Это был огромный дипломатический успех. Россия уступала Турции южную Бессарабию и Дельту Дуная, и обьявлялясь нейтральность Черного моря. Но при этом была спасена русская армия, а может и сама Россия. (Англия призывала к продолжатнию войны до полного разгрома Российской империи). Как я уже писала, у русской армии было очень устарелое оружие. Например, дальность стрельбы русских ружей была в три раза меньше, чем ружей противника, так что старая тактика боя не могла быть применена. Кроме того русская армия была очень плохо обучена. Была практика выдвижения офицеров из солдат за выслугу, так что были офицеры, не умеющие ни читать, ни писать. В тот момент не было никакой возможности  выиграть войну, и Алеkcандр понимал, что чем раньше он ее остановит, тем лучше будет для России. Подпидсание Парижского договора было мудрым решением молодого царя.

Реформы

Сразу же Александр начал реформу армии, которая продолжалась в течение всей его жизни. Страна была разделена на воинские округа. Это уменьшило излишнюю централизатию. Началось перевооружение армии. Уже в 1862 200 тысяч винтовок было куплено в Германии и Бельгии. Армия поглoщала львиную долю бюджета страны. Всю жизнь царь уделял большое внимание улучшению организации армии и ее оснащению современной военной техникой. Военное образование было улучшено. В 1874 была введена всеобщая воинская повинность.Служба в армии стала гражданским долгом, равный для всех сословий. Армия была организована по европейскому образцу.

В декабре 1855 был закрыт Высший цензурный коммитет. Свобода слова стала менее ограничена. Декабристы, оставшиеcя в живых были прощены и им были возвращены имения и титулы.

В 1860-х была проведена реформа образования. Был утверждён новый Школьный и Университетский устав. Была введена частичная автономия Университетов – выборность деканов и ректоров. Были открыты новые народные училища. Наряду с гуманитарными гимназиями, были созданы реальные гимназии, в которых большее внимание уделялось преподаванию математики и естественных наук.

Население получило право, запрещенное Николаем, ездить за границу.

Началась политическая “оттепель”.

Получившая некоторые свободы, Россия забурлила, закипела. Росла промышленность и торговля. Строились железные дороги. Это стимулировало развитие машиностроения. В то время как при Николае I была построена только одна железная дорога  ~1000 км при Алехандре II было построено 22,525 км. Была создана база для дальнейшего капиталистического развития и идустриализации страны.

Открывались новые школы и гимназии, было открыто много сельских школ. Везде образовывались воскресные народные школы и читальни. Но в них иногда обсуждались революционные идеи. В 1862 Александр приказал закрыть воскресные школы.

Было открыто много новых газет и журналов.

В 1864 была проведена Судебная реформа, которая признавала всех граждан равными перед законом. Это была очень важная реформа в дотоле беззаконной России, и важный шаг по сближению с Европой. Новая судебная система выдерживала сравнение с системами Европейских стран и была перенята в основном с французской системы.

Реформа земского и городового самоуправления была проведена в 1864. Теперь вопросы местного значения, налоги, начальное образование, медицинское и ветеринарное обслуживание решались уездными и губернскими управами, состоящими из выборных представителей. Земство состояло из исполнительной власти (земские управы) и законодательной (губернские собрания) Городская реформа 1870 утвердила городские выборные Думы, решавшие развитие городов и их коммунального хозяйства.


В конце 1870х царь поручил министру внутренних дел Лорис-Меликову написать конститутию. Предлагалась не конституционная монархия, при которой верховным органом страны является парламент, избранный демократически, а только Совет при царе, состоящий из чиновнков и избранных губерниями представителей, которому передавалась часть полномочий царя. 

 Александр сказал, что «сделан первый шаг к конституции».Это был только первый  шаг, но существенный и может быть правильный в то время. Первым вопросом для обсуждения нового государственного коммитета предлагался вопрос освобождения 20% крестьян, еще не освобожденных. Но царь был убит за несколько дней до обсуждения конституции в Государственнoм советe. Конституция была предложена Александру III, но не была им принята.


С начала царствования Алеkсандра II работали комитеты по выработке закона об отмене крепостного права. Еще в 1856 царь сказал: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться, пока оно само собою начнет отменяться снизу». с 1958 над законом начали работать губернские коммитеты. В 1861 крепостное право было обьявлено вне закона. Но это только теоретически. Практически реформа оказалась куцeй.

Земля оставалась за помещиками. Помещики должны были дать крестьнам надел, за который крестьяне должны были платить оброк и отрабатывать барщину, т. е. платить выкуп. Крестьяне не имели права покинуть помещика в течение девяти лет. Таким образом, на 9 лет изменилось только название крестьян: раньше они назывались крепостными, а теперь по закону они назывались “обязанными”. Крестьяне должны были заплатить за землю в течение 49 лет. Согласно Ключевскому, к концу царствования Алекандра, т. е. уже через 20 лет, 80% крестьян смогли выкупиться и стали свободными.

Народ ждал более радикальной реформы. Многие крестьяне не поняли реформу, они не поверили помещикам, что с одной стороны они были обьявлены свободными, а с другой, как и раньше должны платить оброк и выполнять барщину. Начались крестьянские восстания. Долгожданный пряник оказался слишком маленьким. Пришлось применять большой кнут.

Жeром Блум пишет, что с 1855 ( началo правления Алесандра) до 1861, было зафиксировано 474 крестьянских восстания, в то время как только в 1861 было 1176. ["Lord and Peasant in Russia: From the 9th to the 19th Century", Jerome Blum, Princeton University Press].

Только за два года после отмены крепостного права было подавлено более двух тысяч крестьянских восстаний. Расправа была жестокой. Одно из таких восстаний было в селе Бездна, Казанской области. Крестьяне обьявили, что помещик их обманывает, не хотели выполнять барщину, и требовали, чтобы помещик возвратил им хлеб, собранный и проданный за последние два года. К восстанию присоединилось 75 соседних деревень. Для усмирения был послан генерал Апраксин. Апраксин прибыл в деревню Бездна, где собралось более 5000 человек. Он приказал стрелять в невооруженную толпу. В рапорте царю Апраксин писал, что было убито 57 человек и 77 ранено. На рапорте царь написал: "Не могу не одобрить действий гр. Апраксина; как оно ни грустно, но нечего было делать другого" Организатора восстания, Антона Петрова, публично расстреляли, многие крестьяне были наказаны розгами и сосланы в Сибирь.

Но с другои стороны, помещики были также недовольны реформой, так что критика посыпалась на Александра со всех сторон, как и следовало ожидать. Надо отдать должное уму и смелости Александра сумевшего провести реформу, в тeх условиях.

В 1863 началось Польское восстание. Оно охватило Польшу, западную Украину, Беларусь и Литву. Полтора года велись бои. Восстание было подавлено. Сотни восставших были казнены и тысячи сосланы в Сибирь. Литовский, украинский и белорусский языки были полностью запрещены в письменной и разговорной форме. Польский язык был разрешен на территории Польши только в частных разговорах. Все школы должны были преподавать только на русском. Было конфисковано 1660 поместий в Польше и 1794 в Литве. Польша была обьявлена русской провинцией и разделена на губернии. Она уже не называлась Польшей, а Привисленским Краем. (Помните, Екатерина переименовала Яик в Урал?) В Литве было обьявлено военное положение, которое не отменялось в течение 40 лет.

В 1863 Александр увеличил автономию Финляндии, разрешил ей иметь свою монету и парламент. Это был подарок за неучастие в восстании. 

Войны и присоединение новых территорий

Александр, как и все цари до него, увеличивал свою империю. Россия была постоянно в войне. Сначала была война на Кавказе, потом подавление польского восстания и захват новых территорий в Средней Азии (1865-1881).


В 1856-60 Китай вел войны опиума с Англией и Францией. Он нуждался в деньгах. Алеkсандр продал Русские земли на Аляске и приобрел у Китая земли на север от Амура и Приморский Край: все земли от реки Уссури до Тихого океана. Был основан порт Владивосток.

В войнах 1865-1881 была присоединена Средняя Азия (Хива, Бухара, Туркменистан).

К концу царствования Александра армия была хорошо организована и оснащена. Это стоило громадных денег. Решено было идти войной на Турцию. В апреле 1877 Россия обьявила Турции войну. Русская армия превышала армию Османской империи в три раза. Русские при поддержке румынов, болгар и сербов одержали победы. В предместье Константинополя Сан Стефано был подписан очень выгодный мир. Россия получила Южную Бессарабию. Была создана Великая Болгария от Черного до Агейского моря. Русские войска должны были оставаться в Болгарии в течение двух лет. Таким образом Россия получала выход к Средиземному морю. Турция обязалась выплатить контрибуцию в 1,4 миллиарда рублей,   но часть этой контрибуции Турция заплатила в территориях. Турция отдала России Армению и Грузию , включая Ардахан, Артвин, Батуми, Карс и Бaязит.


Создание Великой Болгарии ущемило интересы соседних государств, Сербии и Румынии. Кроме того, Россия нe выполнила Парижский договор, подписанный после Крымской войны, не нарушать границы Оттоманской империи.

Договор в Сан Стефано вызвал в Европе более чем отрицательную реакцию. Никто не хотел усиления Российской Империи. Англия, Франция, Австро-Венгрия, Германия и Италия потребовали пересмотра договора. Назревала новая война. У России в Европе не было союзников и друзей. В какой-то степени не-врагом был Бисмарк. Алеkсандр посоветовался с Бисмарком. Бисмарк сказал, что лучше пересмотреть договор, чем начинать новую войну. Бисмарк играл роль посредника в этих переговорах.

Договор был пересмотрен в Берлине в 1878. Признавались независимыми Румыния, Сербия и Монтенегро. Територия Болгарии была урезана до 1/3 по сравнению с територией Великой Болгарии, предложенной русскими. Желанная цель гегемонии на Балканах, восстановления Византии под русским правлением, контроля над Константинополем и Черноморскими проливами не была достигнута. На войну были истрачены огромные средства.  Объем государственного внешнего долга достиг к началу 1880-х годов – 5,9 миллиардов руб при государственном доходе 600 миллионов рублей в год. Эта война была большой ошибкой царя.

Покушения на Александра и его смерть

Вся русская общественность поддерживала Александра и восxищалась его политикой первые 10 лет его правления. Но постепенно восторг первых лет пошел на убыль, особенно после крестьянской реформы и подавления Польского восстания. Интеллигенция стала видеть в царе не только реформатора, но и самодержца. В стране создавались новые политические организации и кружки. Некоторые из них требовали более радикальных и более быстрых реформ, чем те которые проводил царь. В 1870-е годы антиправительственная пропаганда усилилась. Появились организации, проповедующие терроризм, как средство борьбы против самодержавия.

На жизнь Александра было совершено 6 покушений. 

Первое - 4 апреля 1866 года

Этот день считается днем рождения терроризма.
Д В Каракозов выстрелил в царя в Петербурге, около Летнего сада, но пуля пролетела мимо.  Каракозов принадлежал к “Московскому кружку”, состоящему из студентов, которые призывали к насильственному перевороту. По делу Каракозова было осуждено 36 человек. Каракозов был повешен. Остальные приговорены к каторге и ссылке. Покушение на царя, не в дворцовом перевороте, было первым в русской истории. Александр был потрясен таким непониманием и неблагодарностью. Он сделал так много за 10 лет, как никто другой до него, и вот результат.

 Александр либеральными реформами выпустил джина из бутылки, который держался там всеми предыдущими царями при помощи военной силы в течение нескольких столетий. Александр понимал, что дальше держать джина в бутылке не удастся. Она взорвется. После покушения Александр поменял политику, реформы стали проводиться более медленно, но он не вернулся к методам правления его отца.

Началось некоторое закручивание гаек. Были закрыты радикальные журналы “Современник” и “ Русское Слово”. Университетская молодежь была отдана под надзор полиции. Многие были исключены и поехали за границу или в провинцию, где они продолжали пропаганду. Третье Отделение всюду внедряло провокаторов.

 Второе -  25 мая 1867 года 
В Париже двадцатилетний Польский эмигрант А. Березовский выстрелил в царя, но промахнулся. Березовский не принадлежал ни к какой организации. Oн мстил за подавление Польского восстания и за ссылку его семьи.

Третье - 20 апреля 1879 года

В Петербурге, бывший студент Петербургского университета, 33-летний Александр Соловьев выстрелил в царя пять раз, но промахнулся. Соловьев был повешен. Его решение убить царя было личным, хотя он и принадлежал к подпольной организации “Земля и Воля”. Позже “Земля и Воля" распалась на две организации: на террористскую организацию “Народная Воля” и более умеренную “ Черный Передел”.

Четвертое, пятое и шестое покушения 

 В августе 1879 группа “Народной Воли” поставила своей целью убийство императора. В  группу входили дочь
 Петербургского генерал-губернатора Софья ПеровскаяАндрей Желябов, ее гражданский муж, и еще несколько человек. Они убили Алеkcандра на третьей попытке. Это были цареубийцы, но мы не знаем заказчика этого  ужасного преступления, т. к. смерть царя, не успевшего дать России конституцию через 36 лет привела к трaгическому для России большевитскому захвату власти.

На Александрa II к этому времени уже было сделано три неудачных покушения, поэтому все поездки царя держались в строгом секрете и только начальник охраны царя и близкая семья, всего несколько человек, знали маршруты, по которым ездил царь в Петербурге и по стране. В Петербурге каждый раз планировались два маршрута,  а в последний момент выбирался один из них. Софья Перовская, как мы дальше увидим  знала дороги, по которой должен был ехать царь, поэтому покушения группы  в конце концов привели к смерти царя.

Кто был заинтересован в смерти царя? В первую очередь цесаревич Александр Александрович и другие члены большой царской семьи. Для этого были по крайней мере две причины - конституция и личная жизнь царя. 

Конституция

12 февраля 1880 была создана Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка во главе с Лорис-Меликовым, которомy были даны диктаторские права. Лорис Меликов был либерал. Он понимал, что только закручиванием гаек результата не получишь. Меликов начал работать над конституциеи, которую царь одобрил и предложил обсудить на Государственнoм советe Совете 3 марта  1881.

Личная жизнь Императора

В 1841 23-летний Александр женился на 17- летней Гессенской принцессе Марии.  Вначале брак был счастливым. Мария была красивой, умной, образованной женщиной, уважаемая семьей будущего императора и имперским Двором. Она родила 8 детей. В 1855 Александр и Мария были коронованы. Еще до коронации Мария заболела туберкулезом. Частые роды и Петербургский климат подорвали ее здоровье. 

В 1965 Александр, посещая Смольный Институт, встретил 18- летнюю княжну Екатерину Долгорукую. 47-летний царь влюбился в молодую княжну и любил ее до последнего дня своей жизни. Первый год император ухаживал за Катей.  Они тайно встречались в Летнем саду, а с середины  1966  встречались  в Бельведере близ Петергофа. Катя стала любовницей царя. Эта связь вызвала острое неудовольствие многих Романовых и прежде всего цесаревича, будущего Александра III. 
В это время больная императрица Мария уже не вставала с постели.

Императрица была ещё жива, когда Александр поселил Екатерину с детьми в Зимнем дворце, что ещё более обострило неприязненное к ней отношение многих Романовых. Двор разделился на две партии: сторонников Долгорукой и сторонников наследника Александра Александровича. Императрица Мария не предпринимала публичных действий. По смерти супруги 22 мая 1880 года  и по истечении срока протокольного траура, 6 июля 1880 года Александр женился на Екатерине. Дети Александра и Екатерины были узаконены. По империи начали распространяться слухи, что Император намеревается короновать Екатерину. В этом случае  на престол по смерти Императора могла взойти Екатерина, а ее дети вставали бы в линию на наследство престола. И более того, pод князей Долгоруких (Долгоруковых) был старинным, восходившим к Руриковичам.  Но с другой стороны,  династия русских правителей начиная с Петра III называлась не «Романовы», а «Гольштейн-Готторп-Романовы». 
     Принадлежность к Гольштейн-Готторпской династии, а также постоянные браки с немецкими принцессами вызывали многочисленные упреки в засилии немцев на русском престоле.
    Поэтому можно было ожидать, что если если Aлександр II коронует Eкатерину, то
pусскoe аристократическое общество предпочтет наследниками на престол детей Екатерины, a не немецких наследников из династии Гольштейн-Готторп-Романовыx.

Смерть  Александра II

  Четвертое, пятое и шестое покушения на Императора были сделаны группой Софьи Перовской. Кто мог сообщать Софье Перовской маршруты Императора? В это время дядя Софьи, брат ее отца Борис Алексеевич Перовский был членом Государственного Совета, а его сын Алексей  Борисович был ближайшим другом детей Императора и в первую очередь цесаревича Александра. Разумно предположить, что один из Перовских  уведомлял Софью о планах Императора.

Первые  две попытки “Народной Воли” были неудавшиеся :

19 ноября 1879 - взрыв поезда. Софье сообщили, что царь будет ехать на втором из двух поездов. Но по дороге поезда поменяли очередность и царь ехал в первом поезде. Террористы взорвали второй поезд, так что царь не пострадал.

5 февраля 1880взрыв нескольких пудов динамита в Зимнем Дворце под столовой. 
  "Софья Перовская узнала, что в Зимнем дворце происходит ремонт подвалов. Народовольцы посчитали это место удобным для размещения взрывчатки. Для реализации плана был назначен рабочий Степан Халтурин. Он был членом организации «Народная воля». Работая в подвале (он облицовывал стены винного погреба), он должен был переданные ему мешки с динамитом (всего было приготовлено 2 пуда) располагать среди строительного материала. Софья Перовская получила информацию о том, что 5 февраля 1880 г. в Зимнем дворце состоится ужин в честь принца Гессенского, на котором будет находиться  царская семья. Взрыв был назначен на 18 час. 20 мин, но в связи с опозданием поезда принца ужин был сдвинут. Взрыв прогремел – никто из высших особ не пострадал, но были убиты 10 и ранены 80 солдат охраны."

Тут сразу возникает несколько вопросов:
1. Кто дал работу в Зимнем Дворце Халтурину, рабочему занимавшемуся активной революционной деятельностью?
2. Кто дал Перовской планы Зимнего Дворца, чтобы знать где размещать динамит?
3. Почему Халтурина не арестовали? Он убежал в Москву. Позже, во время царствования Александра III, Халтурин был арестован и казнен за участие в терористическом убийстве в Одессе.

             1 марта 1881 было третье покушение “Народной Воли”. К сожалению, оно удалось. Несколько террористов с бомбами ждали царя на двух дорогах, по одной из которых предполагалась поездка царя домой с Михайловского дворца. В последний момент Софье сообщили по какой дороге поедет царь. Софья дала знак бросать динамит. Алекcандра убил второй взрыв. Конституция не была принята. 

Напрашивается вывод, что кто-то сильный и хорошо осведомленный сотрудничал с цареубийцами и направлял их действия.

Великий князь Александр Михайлович в эмигрантских воспоминаниях писал:
"Мы понимали, что что-то несоизмеримо большее, чем наш любящий дядя и мужественный монарх ушло вместе с ним невозвратимо в прошлое. Идиллическая Россия с Царём-Батюшкой и его верноподданным народом перестала существовать 1 марта 1881 года. Мы понимали, что Русский Царь никогда более не сможет относиться к своим подданным с безграничным доверием. ... Романтические традиции прошлого и идеалистическое понимание русского самодержавия ...— всё это будет погребено, вместе с убитым императором, в склепе Петропавловской крепости."
Самое странное в этом заявлении то, что царская семья в конце ХIХ века верила в сказки о Царе Батюшке и  верноподданическом народе. 


.


Филоософские, социальные и политические идеи XIX века будет темой следующего постинга.


Благодарю Вас за чтение!
Перешлите, пожалуйста ссылку своим друзьям. 
http://galinapop-russia.blogspot.com
Спасибо.



(C) Galina Popovici, 2011
Все права защищены © 2011 Галина Поповичи