Tuesday, September 5, 2017

Почему распался Советский Союз


  
  Когда-то во времена Брежнева я  была на  научной конференции в Варшаве. В программе я нашла несколько знакомых имен, но на открытии конференции этих людей не было.  Я спросила у одного общего  знакомого: "Что случилось? Им не дали визы для этой конференции?" Он ответил: "Дали им визы, но они побежали на барахолку покупать джинсы". Теперь, когда люди меня спрашивают:  "Почему, ты думаешь, распался Советский Союз?"  Я говорю: "Из-за джинсов!" 
    Джинсы в этом случае - общее понятие, включающее в себя и смартфоны, и автомобили,  и стиральные машины, и западные кроссовки и красивую детскую одежду, и многое другое, чего в Советском Союзе практически не было, а если и было, то негодного качества.
    Советский Союз поддерживал близкие отношения со многими странами третьего (но не первого!) мира и занимал одно из первых мест в мире по бомбам и танкам. Но бомбами сыт не будешь и в танки детей не оденешь.

Monday, September 4, 2017

Думать или не думать


Человек не умеющий думать - этот человек не умеющий делать порядок в своих мыслях. Часто в его голове уживаются идеи, противоречащие одна другой. У него обычно много разрозненных знаний во многих областях жизни.  Он сваливает все свои знания в кучу и оттуда вытаскивает то, что ему кажется важным в данный момент: какой-то факт, какую-то цифру, какую-то цитату.  Иногда это мало согласуется с истиной, если вообще согласуется.
    Людей, можно классифицировать по различным признакам. Я считаю, что важными чертами являются сила характера и сила ума. Если не думающий - человек слабый, он может быть милым и интересным собеседником, так как обычно oн много знает. Не надо ему противоречить, т. к. он не в состоянии усомниться в правильности его идей. 
     Но совсем другой случай, когда у не думающего человека очень сильный характер и тогда он, не сомневающийся ни в чём, иногда начинает говорить такую ерунду, что уши вянут, и настаивает, чтобы слушатель в это поверил.  Но еще хуже, если у него есть возможность внедрить свои идеи в практику, и уж совсем плохо если он занимает высокую должность, обеспечивающую ему возможность внедрения его дурацких идей.
    Хорошо бы было, если бы сила характера и положение в обществе дурака не были намного большими, чем его ум.
    Тоталитарные режимы опираются не только на жуликов и проходимцев, но в большой степени и на дураков. Поэтому школа в этих режмах не учит детей думать. Их учат запоминать. Все подряд и много. Чем больше, тем лучше. Ученик, думающий и сомневающийся, становится проблемой для школы, а потом может стать проблемой и для власти. Поэтому лучше никого не учить думать. Пусть запоминают.
    Один высокий чиновник приводил в пример школу с высоким, по его мнению, уровнем обучения. Там ученики знали наизусть все солнечные планеты в правильном порядке, а также многие столицы государств.  Для таких знаний достаточно зубрежки. Думать не обязательно. Но нужно ли такое знание в эпоху Google? Чиновник не сомневался, что нужно. Он не думал, что время потраченное на зубрежкy, можно использовать более рационально, например, на работу с компьютерами или на другие современные проблемы.
    Можно ли научить человека думать? Да, можно. Сократ занимался этим всю жизнь - учил думать.
    Поговорка "дураком родился, дураком и умрёшь" не совсем правильная. Это зависит, кто и чему тебя учил.



Wednesday, July 26, 2017

Сталин и Сралин

На английской клавиатуре буквы r и t стоят рядом. Я печатаю на английской клавиатуре, а программа translit.ru перeводит автоматически латинские буквы в русские. Я печатала статью о  Сталине и ошибочно нажимала r вместо т - они ведь рядом. От великого до смешного - одна буква (перефразируя Наполеона:"от великого до смешного один шаг").