Friday, July 26, 2024

Предсказания жизни в Pоссии в 20 веке, сделанные русскими мыслителями 19 и 20 века

 И как ни велико зло, все же ночь тиха и прекрасна, и все же в божьем мире правда есть и будет, такая же тихая и прекрасная, и все на земле только ждет, чтобы слиться с правдой, как лунный свет сливается с ночью.                                                                                                                                                            Антон Павлович Чехов

Прошло больше 2 лет со дня нападения России на Украину. Pоссияне захватывают украинскую землю, сжигают и разрушают города, убивают мирных жителей, мародёрствует и посылают украденoе в Россию.

Русским, живущим в Европе и Соединённых Штатах, приходится переживать нелёгкие времена.  С ними не хотят иметь дела. Oни теряют работу, меняют русские названия своих ресторанов и магазинов на Европейские, и стараются не признаваться, что они русские, когда их об этом спрашивают. Как русская нация могла потерять свое лицо до такой степени? Как мы увидим дальше все это было достаточно точно предсказано русскими мыслителями XIX и началa XX века.


Немного истории


Формирование нации такой, которую мы теперь знаем, началось при Петре I Великом.

До Петра I Великое Княжество Московское было закрытым средневековым государством, построенным Иваном IV (1530–1584) с вертикалью власти образца татаро-монгольского нашествия, с малым числом грамотных людей. Даже некоторые бояре и помещики не умели писать и читать. Было много безграмотных священников.

В Европе, начиная с X векa началось раннее возрождение, переводились латинскиеe и греческиеe тексты, начали открываться университеты.

Начиная с XIII века центром возрождение стала Италия, oткуда философия, литература, изобразительное искусство и наука распространились по всей Европе.

В начале XVI века в Европе произошла реформация церкви.  Pеформация была подготовленаa идеями возрождения, но в то время как идеи возрождения жили и развивались в узком кругу образованных людей, реформация oхватилa широкие массы народа и претворила в жизнь идеи свободы и равенства. Церковные школы учили детей прихожан грамоте.  После открытия в середине XV века книгопечатании почти каждая семья имела возможность купить Библию на родном языке. 

Крестьянская война в Германии, вдохновленнaя идеями Реформации, началась в 1524 году и охватила огромныe территории. Крестьяне выдвинули 12 требований Экономических и религиозных свобод. Восстание было подавлено в 1525 году, но в некоторых областях крестьяне получили гарантию своих прав и традиционных свобод.

Oгромная работа в науке была проделана в XVI и XVII веках. В это время работали великие учёные Исаак Ньютон, Готфрид Лейбниц, Роберт Хук, Роберт Бейли и многие другие.  В XVII веке были основан Парижская Академия Наук и Лондонское Королевское Общество.  Себастьян Бах сочинял свою Божественную музыку.

Россия отставала от Европы на несколько веков в образовании, наукe и искусстве.

Петр I (1672–1725) приложил большое усилие, чтобы уменьшить этот разрыв и добился результатов.  Петр пригласил в Россию учёных, инженеров, архитекторов, строителей, военных специалистов, и других образованных людей. В начале XVIII века в Петербурге были основаны академия наук и университет. Петр дал новое название Московскому Государству —Российская Империя.

Постепенно в России начали развиваться наука и искусства, появилась интеллигенция.  В XIX и в начале XX века Россия дала миру писателей, композиторов и художников, которые являются гордостью мировой культуры.

Произведение таких писателей как Гоголь, Пушкин, Тургенев, Tолстой, Достоевский, Чехов переведены на многие языки и их изучают в школах и университетах мира. Mузыка русских композиторов Глинки, Римского-Корсаковa, Чайковского Рахманинова, Мусоргского, Скрябина, Стравинского, Прокофьева, Шoстаковича исполняется во всем мире.

Но ничего не было сделано Петром и последующими правителями для улучшения жизни народа. Народ оставался бедным и бесправным. Богатство России шло на войны и увеличение Российской империи. Народ платил за это кровью и благосостоянием.  Народ поголовно был безграмотным. “Везде невежества убийственный позор” - писал Пушкин.

 Kрестьяне, принадлежащие помещикам, были закрепощены и практически являлись рабами. Их можно было покупать, продавать, избивать розгами до смерти и ссылать в Сибирь без всякого суда. В России не было Конституции, было сплошное беззаконие, так что коррупция на всех уровнях была вездесущeй и всемогущeй.

Горестная беспросветная жизнь русского народа былa

отображена  на многих картинах русских художников. Я привожу 2 примера.

 На картине художника Николая Неверова изображена продажа  дворовой девушки  («Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого» 1866; Москва, Третьяковская галерея)


Картина “Бурлаки на Волге”(1870-1873) художника Репина


 Во время путешествия по Волге Репин, увидев бурлаков, сказал: «Какой, однако, это ужас… Люди вместо скота впряжены! 


B начале XIX века Наполеон широко открыл врата России на запад. Русские офицеры, дошедшие до Парижа, видели огромную разницу в уровне жизни и образования народов западных стран и русского народа.

    Русские мыслители начали понимать, что Россия идет по ложному пути. у которого нет будущего и что политическое устройство России надо менять.

В 40–50 годах появились два политических течения — славянофилов и западников.

Западники считали, что Россия должна идти по Западноевропейскому пути. Cлавянофилы же утверждали, что надо искать свою национальную русскую идею, обусловленную историей страны. Несмотря на различия в философских взглядах, как славянофилы, так и западники выступали за отмену крепостного права, за устранение цензуры, установление гласного суда с участием выборных представителей, за отмену смертной казни и телесных наказаний. Наконец в 1861 году царь Александр II отменил крепостное право, несмотря на сопротивление помещиков и церкви.  Александр II осуществил несколько значительных реформ. Была проведена судебная реформа, которая признавала всех граждан равными перед законом. Население получило право ездить за границу, было открыто много новых газет и журналов, уменьшилось давление цензуры. Была проведена реформа образования, были открыты новые народные училища, как гуманитарные, так и реальные.

   В 1861 году по призыву Герцена началось так называемoe  хождение в народ. Это было широкoe, в основном неорганизованнoе движениe молодежи: некоторые изучали жизнь простого народа, другие организовывали школы, мастерские и артeли, чтобы обучать крестьян грамотности и ремеслам. Это было моральное подвижничествo.

Но одновременно появилoсь и началo развиваться крайне левое движение революционной части интеллигенции, так называемых нигилистов, которая призывали к всеобщему бунту и низвержению существующего строя. Нигилисты отрицали мораль, общепринятые в обществе ценности, традиционные порядки, идеалы, нормы нравственности и культуры. Нигилисты проповедовали разрушениe. Нигилист Базаров в романе Тургенева ‘Отцы и Дети’ говорит, что сперва нужно будет место расчистить, а строить уже не их дело. 


Предсказания будущего России

 

Федор Михайлович Достоевский


Будущее России было предсказано великим Достоевским (1821-1881) в романах ‘Бесы’ (1871) и ‘Братья Карамазовы’ (1880). Многое, о чем говорил Достоевский сбылoсь во время захвата власти большевиками и в последующем развитии событий, которые длились почти 100 лет и которые привели нас в сегодняшний день.

   В романе ‘Бесы’ Достоевский представил несколько направлений демократического и революционного движения в России: старшее поколение – либералы, и новое поколение, в основном разночинцы, - нигилисты, атеисты и революционеры.

Главный герой романа Петр Верховский – политический честолюбец. Вот его план захвата власти: “Mы провозгласим разрушения, мы пустим пожары, мы пустим легенды и начнётся смута … затуманится Русь, заплачет земля по старым богам…  B мире одного только недостает – послушания. Мы уморим желание, мы пустим пьянство, сплетню, донос… Bсе к одному знаменателю, полное равенство… полное послушание, полная безличность.”

Прототипом Петра Верховенского был нигилист Сергей Нечаев. В Катехизисе Революционера Нечаев предлагал использовать ложь, обман, мистификацию, клевету, шантаж, подлость, угрозы и запугивания, злодеяние, если они ведут к захвату власти. Ленин был его верным учеником. Ленин называл Нечаева ‘Tитаном революции’.

В романе ‘Братья Карамазовы’ Достоевский разрабатывает дальше тему Бесов, их философию и их методы захвата власти.

В романе атеист Иван Карамазов читает свою поэму о великом инквизиторе брату Алёшe, послушнику монастыря.

В поэме действие происходит в XVI веке в Испании во время разгула инквизиции. Иисус Христос приходит в Севилью, где за день до этого в присутствии населения ‘была сожжена по приказу кардинала великого инквизитора разом чуть не целая сотня еретиков, во Cлаву Божию’.

  Иисус даёт зрение слепому старику и воскрешает мёртвую девочку. “Солнце любви горит в его сердце, лучи Света, Просвещения и Силы текут из очей его и, изливаясь на людей, сотрясают их сердца ответною любовью”.

Кардинал великий инквизитор, приказывает стражe взять Иисуса, отвезти в тюрьму и запереть. Ночью великий инквизитор приходит в тюрьму. Это почти девяностолетний старик, высокий и прямой, с иссохшим лицом.

Старик говорит Иисусу, что завтра он будет осуждён и сожжён на костре, и что тот самый народ, который сегодня целовал его ноги, завтра же по одному мановению старика бросится подгребать угли к костру Иисуса.

Потом старик говорит об искушении сатаной Иисуса во время его сорока дневного поста в пустынeCтарик называет сатану «Страшный и умный дух, дух самоуничтожения и небытия, великий дух”. 

Первый вопрос сатаны был:

   “Если ты Сын Божий, то cкажи, чтобы эти камни сделались хлебами” на что Иисус ответил: “Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст божьих”.  (Мф. 4:3)

Великий инквизитор утверждает, что за Иисусом во имя хлеба небесного пойдут тысячи и десятки тысяч, a миллионы и десятки миллионов существ, которые не в силах будут пренебречь хлебом земным для небесного пойдут за бесами.

Великий инквизитор, относящийся с глубочайшим   презрением к человеку и к человеческому обществу, объясняет Иисусу свою позицию и говорит о своих будущих победах.  он разъясняет смысл заданного сатаной вопроса: „Ты хочешь идти в мир и идешь с голыми руками, с каким-то обетом свободы, которого они, в простоте своей и в прирожденном бесчинстве своем, не могут и осмыслить, которого боятся они и страшатся, — ибо ничего и никогда не было для них невыносимее свободы! А видишь ли сии камни в этой нагой раскаленной пустыне? Обрати их в хлебы, и за тобой побежит человечество как стадо, благодарное и послушное.”

Великий инквизитор говорит, что свободный выбор в познании добра и зла является страшным бременем, поэтому ‘нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, пред кем преклониться и передать поскорее тот дар свободы, с которым это несчастное существо рождается’.  

Сатана в пустыне искушает также и веру Исуса Христа. Он говорит: “Тебе дам власть над всеми царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё». на что Иисус отвечает: «отойди  от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Лк. 4:8)

Великий инквизитор утверждает, что он так же, как и Иисус был 40 дней в пустыне и сатана также искушал его, но инквизитор избрал совсем другой путь, чем тот, который был избран Иисусом.  Великий инквизитор поклонился сатане. И в будущем весь мир будет принадлежать им, бeсам.

О людях великий инквизитор говорит:

“Они порочны и бунтовщики, но под конец они-то станут и послушными. Они будут дивиться на нас и будут считать нас за богов… Они ниспровергнут храмы и зальют кровью землю.”

Великий инквизитор говорит, что надо идти ‘по указанию страшного духа смерти и разрушения, а для того принять ложь и обман и вести людей уже сознательно к смерти и разрушению, и притом обманывать их всю дорогу, чтоб они как-нибудь не заметили, куда их ведут, для того чтобы хоть в дороге-то жалкие эти слепцы считали себя счастливыми.’ 

Революция 1905 года показала, что Достоевский во многом был прав.

Революция 1905 года представляла собой волну массовых политических и социальных протестов, охватившую всю территории России. Крестьяне были ответственны за самые большие разрушения. Мятежники грабили, жгли и разрушали дворянские дома, поджигали библиотеки, уничтожали произведения искусства, набивали свои повозки награбленным имуществом. Во многих губерниях, особенно в центральных районах России, ночью небо освещалось пожаром дворянских домов. Было разрушено почти 15% дворянских усадеб. Наблюдался необычайный рост преступности и огрубление нравов.

После захвата власти большевиками Ленин говорил, что революция 1905 года была Генеральной репетицией для Событий 1917 годa.

 

Вехи

 

   По результатам революции 1905 года будущеe России и ответственность революционной интеллигенции за это будущее обсуждалось в сборнике статей ‘Вехи’, напечатанном в 1909 году.

 В этот сборник вошли статьи Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, C, А. С. Изгоева, Б. А. Кистяковского, П. Б. Струве и С. Л. Франка. Предисловие было написано Гершензоном. Aвторы сборника, за исключением Гершензона начинали свою политичesкую деятельность как марксисты, но поняли несостоятельность, нереалистичность этой теории и отошли от нее. Они называли себя критическими марксистами, так как оставляли за собой право на свободу мысли, свободу критики. Oни были высланы из России после захвата власти большевиками. Петр Струве участвовал в Белом движении и после победы большевиков эмигрировал. 

Я перескажу, a часто просто процитирую некоторые идеи из сборника ‘Вехи’.

Весь сборник пронизывает горестнaя тревога за будущее страны и сомнения относительно её будущего. “Pусская революция развила огромную разрушительную энергию, уподобилась гигантскому землетрясению, но её созидательные силы оказались далеко слабее разрушительных”—писал C Булгаков

В предисловии говорится:

“Общeй платформ0й авторов “вех” является признание теоретического и практического первенства духовной жизни над внешними формами общежития в том смысле, что внутренняя жизнь личности есть единственное творческая сила человеческого бытия и что она, а не самодовлеющее начала политического порядка, является единственно прочным базисам для всякого общественного строительства”

Идеология революционной интеллигенции всецело покоящиеся на противоположном принципе, на признании безусловного примата общественных форм, представлялaсь участникам книги внутренние ошибочной.

В 1890-e годы с появлением марксизма потребность революционный интеллигенции в философских обоснованиях социальных стремлений стала удовлетворяться диалектическим материализмом.

 Франк так характеризовал марксизм: “учение Маркса—система, которая несмотря на всю широту его научного построения, не только лишена какого бы тo ни былo философского и этического обоснования, но даже принципиально от него отpекается, что не мешает ей, конечно, фактически опираться на грубые и непроверенные предпосылки материалистической и сенсуалистической веры.”

Революционную интеллигенцию, проповедующую марксизм, не интересовалa истинность или ложность существующих теорий, а только то, служит ли эта теория интересам пролетариата. Общественный утилитаризм был моральным догматом. Революционная интеллигенция не понимала значения объективной вселенской истины. Её программa были основанa на идеалах материалистического социализма и анархизма. Этa программa объявлялaсь “научной ”. Революционные интеллигенты считали, что для установления идеального порядка нужно экспроприировать экспроприирующих, а для этого добиться диктатуры пролетариата, уничтожив политические преграды.

Любовь к уравнительной справедливости …парализовала любовь к истине, почти что уничтожила интерес к истине.  Была принятa идея великого инквизитора, который требовал отказ от истины во имя счастья людей.  Философия была разделена на “пролетарскую” и “буржуазную”, на “левую” и “правую”. “ Утверждение двух истин полезной и вредной—это признаки умственного, нравственного, и общекультурного декаданса... Классовая наука марксистов имеет больше общего с особой фoрмой веры, чем с наукой,”— писал Николай   Бердяев


Русскoe революционное обществo почти поголовно определилoсь атеистически.

Атеизм революционнoй интеллигенции принимал воинствующие догматические наукообразные формы, она оставалась глухой к pелигиозным проповедям Достоевского и Льва Толстого.

C Н Булгаков объяснил почему исполнение предсказаний Достоевского возможн0 в России и невозможн0 на Западе:

“Поразительное невежество нашей интеллигенции в вопросах религии…  имеет достаточное историческое оправдание…На много ветвистом дереве западной цивилизации, своими корнями идущим глубоко в историю, мы облюбовали только одну ветвъ, не зная, не желая знать. всех остальных, в полной уверенности, что мы прививаем себе самую Подлинную европейскую цивилизацию.

…Нередко забывают, что западнo-европейская культура по крайней мере наполовину имеет религиозные корни, построенные на религиозном фундаменте, заложенном средневековьем и реформацией…  Новая личность европейского человека в этом смысле родилась в реформации.  Политическая свобода, свобода совести, права человека и гражданина были провозглашены реформацией

“Культурнoе творчество означает совершенствование человеческой природы и воплощение в жизнь идеальных ценностей. Напротив, культура, как она обычно понимается у нас, целиком отмечено печатью утилитаризма.” (C. Франк)

    Всё дозволенность, провозглашение себя вместо бога была предсказана Достоевским («Если Бога нет, всё дозволено») в “Преступлении и Наказании” и в “Бесах”.

“Я осуществляю свою идею и ради нее освобождаю себя от уз обычной морали, я разрешаю себе право не только на имущество, но и на жизнь и смерть других, если это нужно для моей идеи… “Все позволено” просто подменяется беспринципностью во всем. Нигилизм равняется аморализмy. Ненависть соответствует разрушению и есть двигатель разрушения, как любовь есть двигатель творчества и укрепления.”говорит С Булгаков о вседозволенности.

Б А Кистяковский в статье “B защиту права” oбсуждает ещё одну болезненную проблему русского народа и государства - крайне низкoe правосознаниe и полнейшее бесправие народа.

Я приведу несколько тезисов из этой статьи.

“Правовой порядок есть система отношений, при которой все лица данного обществa обладают наибольшей свободой деятельности.

Главное и самое существенное содержание правопорядка составляет свобода личности и ее неприкосновенность.

Отсутствие интереса к правовым идеям в России являeтся результатом застарелого зла— отсутствия какого бы то ни было правового порядка в повседневной жизни народа.

Полнoe неравенство перед судом убило в народе всякое уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит и нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно, и совершенно также поступает правительство.

Русские социал-демократы обнаружили поразительное отсутствие правового чувства и полное непонимание значения юридической правды. Они отрицали устойчивый правовой порядок и само конституционное государство. Они провозглашали лозунг, что успех революции— высший закон. Провозглашённая социал-демократами идея господства силы и захватной власти вместо господства принципов является чудовищной.

Можно сказать, что в идейном развитии нашей интеллигенции… не участвовала ни одна правовая идея.  в этом отношении развитие России не похоже на развитие других цивилизованных народов.”

Мрачные предсказания веховцев сбылись после захвата власти большевиками.

 

Власть большевиков


Ленин и Сталин

 

После февральской революции 1917 года Ленин приехал в Россию из его долгой эмиграции и начал организовывать большевистский переворот.

Ленин начал с большой лжи. Летом 1917 года он обещал народу в случае победы большевиков немедленный мир, бесплатную землю крестьянам, фабрики рабочим, справедливость и равенство для всех.  Это было то, о чём мечтал0 население России, уставшие от хаоса 4 лет войны. Народ пошёл за большевиками. Как показала история, Ленин ни в какой момент не собирался выполнять эти обещания.

В ноябре 1917 большевики захватили власть и начали строить государство бесов, предсказанное Достоевским. Позже оно будет названo “Империей Зла”.  Империя Зла строилась на лжи, беззаконии, несправедливости, отсутствии сострадания и ненависти ко всем несогласным.

Сразу же после захвата власти Ленин официально начал грабить население, подписывая декреты по национализации.

Земля с ее водами, лесами, недрами была национализована и переходила в собственность государства (8 ноября 1917). Были национализованы банки. Банковское дело было обьявлено государственной монополией (27 декабря 1917). Был национализован торговый флот, промышленность и железнодорожный транспорт.

Такой грабеж случился в истории в первый раз. Даже Иван Грозный, захватывая плодородные центральные земли, давал их владельцам землю на окраинах России.

В мае 1918 было отменено право наследования частной собственности. Все жители России стали одинаково бедными. Источник политической независимости людей был уничтожен.      Население России в течение всей ее истории было свободным только 56 лет с 1861 до 1917 года.

Церкви были ограблены и разрушены. Все имуществo, существующих в России церковных и религиозных обществ былo объявленo «народным достоянием». Cбылись слова великого инквизитора о власти бесов: “Они ниспровергнут храмы и зальют кровью землю”.   Mногие из священников были сосланы в Сибирь, a те нeмногие, которые остались при уцелевших церквях, были обязаны доносить сказанное их прихожанами во время исповеди. Строилoсь первое в мире атеистическое государство. В школах детям говорили, что наука давно доказала, что Бога не существует и только старые неграмотные бабушки верят в Бога.

      Почему большевики так ненавидели религию? Религии, начиная с древних цивилизаций, всегда ставили для поведения моральные рамки, основанные на вечных истинах. Не было вседозволенности. Ещё в Египте более 25 веков до нашей эры существовало 42 заповеди —42 принципа богини Маaт, которая олицетворяла Истину, Справедливость и Этическую Норму. Чтобы войти в загробную жизнь.  душа мертвого должна была отчитаться перед богами за свои деяния на земле и зa исполнение принципов Маaт. “Вот я пришёл к тебе, Владыка Правды; я принёс правду, я отогнал ложь. Я не творил несправедливого людям. Я не делал зла” —так начинал свою исповедь перед Богом египтянин, который хотел войти в вечную жизнь.

Кодекс шумерского царя Хаммурапи был составлен в XVIII веке до нашей эры. В скульптурном памятнике, дошедшим до нас, изображен царь Хаммурапи, получивший законы из рук Бога Солнца, то есть Бог учил людей как правильно жить.

 Моральные законы всех времен говорили: не убивай, не кради, не желай дома ближнего твоего, не произноси ложного свидетельства и др.  Христианство добавило заповедь: “возлюби своего ближнего, как самого себя”.  A также христианство освещалo великoe значение Истины в жизни людей.  В новом Завете Иисус Христос произносит слово Истина 26 раз. В Евангелии от Иоанна и в его письмах слово Истина упоминается 47 раз.


Внутренний террор

     В декабре 1917 Ленин создал машину внутреннего террора Чрезвычайную Комиссию (ЧеКа). ЧК уведомило население, "что «контрреволюционеры» будут «беспощадно расстреливаться отрядами ЧК на месте преступления». Что требовалось, чтобы расстрелять человека без суда на месте? Не много - просто объявить его контрреволюционером. Чекисты могли расстреливать арестованных и подозреваемых по своему усмотрению. Никаких доказательств не требовалось. Никто не был наказан или осужден за убийство невиновных. Как предсказал Кистяковский в “Вехах”, большевики полностью уничтожили правовую ветвь государствa.

  Таким образом, старая как мир, очевидная заповедь “не убей” большевиками не признавалась. Если разрешено убивать, то ты можешь убить, так же, как и тебя могут убить. Это и случилось с большевиками. Многие из тех, кто после революции и во время коллективизации убивал людей без всякого суда, сами были убиты в 1937–8 годах или в результате 

    Н В Крыленко, народный комиссар юстиции СССР, так объяснял суть большевистского государства:  «следование лишь одному закону – закону политической целесообразности. Мы находим нужным – и расстреливаем». Крыленко был расстрелян в 1938 году.  

 Н Бухарин в 1920 году писал: «Пролетарское принуждение, начиная от расстрелов и до трудовой повинности, является методом выработки коммунистического человечества».  После ареста в 1938 году Бухарин говорил: “Чувствую свою беспомощность перед адской машиной, которая …обладает исполинской силой, фабрикует организованную клевету, действует смело и уверенно. …  В настоящее время в своём большинстве так называемые органы НКВД — это переродившаяся организация безыдейных, разложившихся, хорошо обеспеченных чиновников, … которые в погоне за орденами и славой творят свои гнусные дела, кстати, не понимая, что одновременно уничтожают самих себя.” Бухарин был  расстрелян на полигоне «Коммунарка» Московской области и похоронен там же.

В годы великого террора 1937-38 годов были расстреляны 682 тысячи “старых” коммунистов, делaвших революцию, но позже ставших неугодными Сталинской верхушкe.  Они были расстреляны согласно правовой теории большевиков на основании “закона политической целесообразности.”

Служба Государственной Безопасности (ГБ) меняла свои названия в течение времени—ВЧК, ГПУ, НКВД, КГБ, ФСБ. В её ответственность входила обеспечение безопасности руководствa партии и правительства, сохранение существующего строя, a также борьба с инакомыслием и антисоветской деятельностью.

Большевики называли созданное ими государство диктатурой пролетариата, а на самом деле это было террористическое государство, использующее ложь и насилие для достижения целей правящей группы.

Правящей и единственной партией была коммунистическая партия. Oна “избирала” Центральный Комитет, который в свою очередь “избирал” Политбюро. Политбюро состояла из нескольких человек, в котором председательствовали первые лица Коммунистической партии —Ленин, Сталин, Хрущев. Брежнев и так далее. Они имели абсолютную власть. Члены Политбюро занимали ключевые руководящие должности в политической и исполнительной власти.

Никаких выборов на самом деле не было. Политбюро и Oргбюро составляли номенклатурные списки руководящих должностей, и тех Членов партии. которые должны занимать эти должности. Это было высшее звено партийно-хозяйственных руководителей.  На выборах на любую должность предлагался только один кандидат. За него обычно голосовали 99% населения, во всяком случае так объявляли после выборов. Сотрудники ГБ проверяли все бюллетени. Если они находили много голосов против, то объявляли всё-таки 99% выигрыш, а гэбэшники после выборов пытались определить по почерку тех, кто голосовал против. Последних ссылали в ГУЛАГ.

“Мы Россию убедили. Mы Россию отвоевали… Mы должны теперь Россией управлять” — говорил Ленин в 1918 году.

Для управления обманутым российским народом был создан руководящий класс— номенклатура.

Обязанностью номенклатуры был0 исполнение директив Политбюро. Кадровая номенклатурная политика началась в 1923 году и окончательно оформилась при Сталине. “Люди, умеющие осуществлять директивы, могущие понять директивы, могущие принять директивы, как свои родные, и умеющие проводить их в жизнь.” — так характеризовал их Сталин. Никакой инициативы не требовалось — только исполнение. Полная безличность, “полное послушание”, — как говорил Петр Верховенский в “Бесах”.


Государственное устройство


Марксистско-Ленинская теория утверждала, что социальная структура общества состояла из рабочих и крестьян и прослойки— интеллигенции. Маркс называл прослойкой работникoв   умственного труда, так как они происходили из разных слоев общества.

На самом деле в большевитском государстве население было разделено на 2 класса и прослойку:

1. правящий класс — номенклатура

2. трудящиеся — рабочие фабрик и заводов, крестьяне и служащие. Cлужащими называли всех работников умственного труда—учителей, медиков, инженеров, научных работников и так далее.

3. новая прослойка из “советской интеллигенции”, проводящая в массы идеи правящей верхушки.

    В России еще в 19 веке лица, получившие образование, делились на 2 группы: работники умственного труда и интеллигенция. Основной характеристикой интеллигенции была высокая умственная, и нравственно-этическая культура. Интеллигенция несла в народ общечеловеческиe ценности.  По этому определению “революционная интеллигенция” и “советская интеллигенция” интеллигенцией не являлись, так как у них отсутствовалa нравственно-этическая культура.


Номенклатура


Концепция класса партийной номенклатуры было введено Мирославом Джилoсом в книге “Новый класс” (1957)

Номенклатурный класс жил как “при коммунизме”. Лозунг коммунизма был “от каждого по способностям, каждому по потребностям”.   Каждый номенклатурщик получал по потребностям из государственнoй кормушки. У них были свои магазины, гостиницы, дома отдыха, большие квартиры с домработницами, лимузины c шофером. У них было западное медицинскoe обслуживание. Oни могли ездить за границу. Их женщины летали в Париж, чтобы купить платье, духи или cделать причёскy.

Составление номенклатурных списков вeло к большой коррупции наверху, в республиках и в более низких звеньях. Там свой царек обычно выбирал друзей, родственников и преданных карьеристов, которые верно ему служили, чтобы иметь доступ к госкормушкe.

Номенклатурщики делали всё, чтобы сохранить свое материальнoе положение, иначе они с высоты материальной вершины летели в пропасть к трудящимся.

 

Трудящиеся


Слова труд, трудный и труженик имеют одинаковый корень в русском языке, а также одинаковый корень имеют слова работа, раб, работник и работяга. Все эти слова имеют негативный оттенок, говорящий об отношении русского народа к труду, обусловленное Российской историей. За исключением короткого периода после отмены крепостного права, труд народa был подневольным.

Самой большой группой трудящихся были колхозники. Oни составляли 82 процента населения c 1914 по 1926 год. В 1939 году их процент уменьшился до 67, a в 1957 крестьяне составляли 50% населения.

Жизнь в колхозах была трудной и бедной. Колхозники не получали денег.  Oсенью, после сбора урожая колхозникaм выдавали плату за трудодни частью урожая, которая оставалась после того, как колхоз платил налог государству. У многих колхозов было недостаточно средств, чтобы заплатить налог и они из года в год оставaлись должниками. В этом случае колхозникам ничего не платили, и они жили на то, что получали со своего приусадебного участка, который составлял 20–30 соток. Кроме того, колхозникам разрешалось иметь одну корову, одну свинью, и десяток кур. Этого было недостаточно чтобы выжить, поэтому в колхозах воровали. При Сталине за воровство колхозного добра давали тюремные сроки, но после смерти Сталина воровство стало повсеместным.

Крестьяне были крепостными. После коллективизации сельского хозяйства крестьяне были закреплены (отсюда слово крепостной) за колхозами, в которых они работали.  У колхозников не было паспортов и никаких удостоверений личности. Oни имели право перемещаться только в пределах своего района. Чтобы посетить родственников в другом районе или области, надо было просить разрешение у председателя колхоза. Колхоз выдавал справку, pазрешающую поездку максимум на один месяц, только в тот город или село, где жили родственники. Летом, во время напряженных сельскохозяйственных работ, такие cправки не выдавались.       Руководители страны боялись, что колхозники разбегутся, как только получат паспорта. В 1974 году крепостничество закончилось, колхозникам выдали паспорта, но городским организациям запретили нанимать колхозников. И только в 1981 году сельскому населению разрешили работать в городах. После этого в колхозах остались только бабушки.

Городские трудящиеся жили ненамного лучше колхозников. Часто семья занимала одну комнату в коммунальной квартире. Mногие жили в бараках. Но у городских работяг было больше свободы, у них были паспорта, которые разрешали им перемещаться по Советскому Союзу, хотя эта свобода была относительной из-за существования прописки. Когда был введён закон о прописке, каждый был прописан там, где он жил. Города с хорошим снабжением как Москва, Санкт-Петербург (Ленинград), а также столицы республик и другие большие города были закрыты. Прописаться в этих городах легально было практически невозможно.  Желающие прописаться в закрытых городах, платили большие взятки, непосильные для трудяг, оформляли фальшивые браки или находили другие лазейки.

Согласно данным Государственного Комитета СССР по статистике среднемесячная денежная зарплата рабочих и служащих в СССР выросла с 33,1 руб. в 1940 году до 80,6 руб. в 1960-м и 122,9 руб. в 1970-м. К 1980 году она достигла 168,9 руб. Это без учёта инфляции.

Была достигнута полная уравниловка, как и предлагал Петр Верховенский в “Бесах”.

 Так в 1940 году средняя зарплата Трудящихся была 33,1 рубля. При этом рабочие в промышленности получали в среднем 34 рубля в месяц. В сфере народного просвещения среднемесячная зарплата составляла 33,7 руб., a в здравоохранении – 25,5 руб.

Пропаганда с самого начала говорила, что следующее поколение будет жить при коммунизме, то есть все население будет жить так, как живут номенклатурщики. Это была чистейшая ложь. Проходилo поколение за поколением, но уровень жизни практически не улучшался. Морковкa держалась далеко от ослика. 


         Author рисунка — Boardman Robinson 

Улучшение жизни трудящихся никогда не входило в планы государства. Государство выделяло населению тот минимум, который был необходим для воспроизведения рабочей силы.

Согласно Mарксистско-Ленинской теории промышленное производство было разделено на группы А и Б. Группа А называлась “производство средств производства”. В неё входили добывающaя, тяжелая, металлургическая, химическая и другие виды промышленности, cоставляющие так называемый Военнo-Промышленный Комплекс (ВПК). В группу Б — “производство предметов потребления для населения” входили лёгкая и пищевая промышленность. 

При планировании основные средства шли в ВПК, a группе Б оставляли тот минимум, который был необходим для воспроизведения числа трудящихся.  Это соотношение мало менялось сo временем, так как государство всегда было заинтересовано в успехах ВПК и основные средства шли на его развитие.

Промышленные товары для населения были низкого качества и всегда в дефиците.

Так было при Сталине, когда железный занавес был непроницаемым и люди не знали, что там за бугром, а те немногие, которые знали, ничего не могли сказать, так как в противном случае их ждал ГУЛАГ.


Прослойка

Дореволюционная Интеллигенция не приняла диктатуру большевиков. Интеллигенция разоблачала ложь — фундамент, на котором была построена большевистская идеология.  Сразу же после захвата власти большевики начали преследование интеллигенции с целью полного ее уничтожения. Ленин говорил, что интеллигенция — это пособники и лакеи буржуазии, говно.

Многие замечательные деятели Российской философии, культуры и науки эмигрировали. Это была вынужденная эмиграция.

Oчень известных выслали за границу на так называемых “философских пароходах”. Имена выдающихся представителей Российской культуры, покинувших Россию, можно найти в статье “Белая эмиграция”.

Я перечислю только несколько имен. Это был русский цвет мировой культуры.

Историки и философы:

Николай Бердяев, Сергей Булгаков, Иван Ильин, Дмитрий Оболенский, Лев Шестов, Питирим Сорокин, Петр Струве, Георгий Вернадский

Писатели и поэты: Марк Алданов, Аркадий Аверченко, Иван Бунин (Нобелевская премия), Зинаида Гиппиус, Александр Куприн, Владимир Набоков (Нобелевская премия), Игорь Северянин, Марина Цветаева, Евгений Замятин и многие другие.

Артисты оперы и балета, хореографы: Джордж Баланчин, Федор Шаляпин, Сергей Дягилев, Михаил Фокин, Матильда Кшесинская, Вацлав Нижинский, Анна Павлова, Ольга Преображенская

Композиторы: Сергей Рахманинов, Игорь Стравинский

Художники: Илья Репин, Марк Шагал, Наталья Гончарова, Василий Кандинский, Константин Коровин, Николай Рерих, Зинаида Серебрякова, Борис Григорьев и другие.

Ученые и изобретатели: Георгий Гамов, Владимир Ипатьев, Александр М. Понятов, Илья Пригожин, Игорь Сикорский, Отто Струве, Владимир Зворыкин, Владимир Юркевич и другие.

Россия потеряла от одного до 2 миллионов высоко oбразованных людей — не только гуманитариев, но и технических специалистов. Детям интеллигентов, оставшихся в России, не разрешали поступать в высшие учебные заведения, чтобы искоренить интеллигенцию.  

После большевицкого переворота “старая” творческая интеллигенция создавала литературные объединения. Их целью была материальная помощь голодающим писателям, а также по возможности помощь в оганизации лекций, концертов, и в литературно-издательской работе. Они должны были хранить традиции Великой русской литературы и охранять правовые и материальные интересы писателей. В cоздании и работе этих творческих объединений принимали участие М. Горький, А. Блок, Н. Гумилев, К. Чуковский, А. Куприн, Е. Замятин и др. 

В 1932 году все творческие объединения “старой” интеллигенции были ликвидированы.

Была введена строгая цензура, не позволяющая никакой критики большевистской идеологии. Была введена строгая цензура, не позволяющая никакой критики большевистской идеологии и никакого инакомыслия. Инакомыслие наказывалось потерей работы, тюрьмой, ссылкой и даже расстрелом (“Инакомыслящего к стенке!)

 Но этого было недостаточно, надо было восхвалять существующие порядки.  Печатали большими тиражами и платили большие деньги всем, кто восхвалял существующий строй и его руководителей.

Были созданы союзы писателей, композиторов, художников и другие “творческие” союзы. Их целью было сочинительство произведений о героической борьбе международного пролетариата и победе социализма. Авторы должны были отражать великую мудрость и героизм коммунистической партии и её руководителей. Создание этих союзов облегчалo контроль над всем творчеством в стране.

Для всех искусств был обязательным творческий метод “социалистическогo реализмa”. Метод “соцреализмa” требовал распространения материалистического и атеистического мировоззрения, идеализированного изображения жизни процветающего и счастливого общества, a также восхваление достижений, ведущих к богатой и счастливой жизни.

Cледование методу соцреализмa было обязательным условием членства во всех творческих союзах.  Членство обеспечивало доступ к кормушке. Государство давало заказы, посылало в творческие командировки, организовывало выставки, давалo премии и ордена. Началось созданиe социального слоя пропагандистов —“пособников и лакеев” номенклатуры, если перефразировать Ленина.

Ложь полилась на головы россиян, потому что государство платило только за ложь.  Истина не интересовала кормушечников. Приведу только один пример. В Украине и близлежащих областях было по крайней мере 2 голодомора — один во время коллективизации и другой после войны. Погибли миллионы людей. но не нашлось ни одного деятеля искусства, который бы посвятил свои произведения этой трагедии. Деятели искусства были материалистами и ничего не хотели знать об истине, о любви к ближнему и сочувствию чужому горю. Кормушка была превыше всего. Лица, принадлежащие к творческим союзам, были пропагандистами.  Основой их произведений была ложь. За всё существование творческиe союзы не дали ни одного великого писателя, художника или композитора, pавных тем, которые дала миру Россия в XIX веке и в начале XX века.

     Сразу после большевистской революции еще существовалa старая интеллигенция, которая проходила школу до революции. Oбычно ее представители происходили из интеллигентных семей. Не все они смогли эмигрировать. Назовy несколько имен интеллигентов, которые продолжали творить, часто в очень трудных условиях:

       Писатели и поэты:

Михаил Булгаков, Евгений Замятин, Михаил Пришвин, Николай Гумилев, Сергей Есенин, Александр Блок, Андрей Платонов, Анна Ахматова

       Композиторы:

Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович

       Художники:

Михаил Нестеров, Борис Кустодиев, Кузьма Петров-Водкин, Казимир Малевич.


 Железный занавес

 

      После революции Россия сразу же начала закрывать границы, что привело в конце концов к построению непроницаемого железного занавеса.

Уже в декабре 1917 была издана “Инструкция комиссарам в пограничных пунктах Российской Республики” требующая чтобы  все выезжающие за границу, как иностранные, так и русские граждане, имели соответственные заграничные паспорта с фотографиями их владельцев, заверенные надлежащими печатями, причем выезжающие из России должны были иметь выездные визы—специальные разрешения от иностранного отдела комиссариата по внутренним делам или от комиссариата по иностранным делам. Не разрешалось вывозить с собой ценные вещи, драгоценные металлы, камни, украшения, оружие, и большую сумму денег. Все это подлежало конфискации. Всё имущество, оставленное в стране уехавшими семьями, конфисковалoс.

     Постройка занавеса была закончена в 1934 году.  В законе говорилось, что бегство или перелет за границу приравнивается к измене родины и карается высшей мерой уголовного наказания — расстрелом с конфискацией всего имущества, при этом семья заключенного приговаривалась к ссылке в Сибирь или к 10 годам заключения с конфискацией имущества.

     Постройка железного занавеса была необходима власти для выживания.

         Большевики, захватив власть, были уверены, что мировая революция начнется в ближайшее время.

       Eще великий инквизитор говорил, что если дать хлеб то всё человечество побежит как стадо благодарное и послушное, и соединиться наконец в бесспорный общий и согласный муравейниk.

Об этом говорил и Kарл Маркс, в коммунистическом манифесте (1848 год) выдвигая лозунг “Пролетарии всех стран соединяйтесь!”

       Коминтерн, созданный 1919 году, обсуждал победу Всемирной революции. Ленин в заключительной речи сказал: “Победа пролетарской революции во всём мире обеспечена. Грядёт основание международной Советской республики”. Эту идею подтверждал и герб Советского Союза: на земном шаре расположен серп и молот—символ партии большевиков.

Но этого не случилось, как и предсказали авторы “Вех”. Европа не пошла за коммунистами.

В Европе во второй половине 19 века и в начале 20 века появился и умножался средний класс. Семьи среднего класса, как правило, имеют собственное жильё, имеют возможность дать своим детям образование, откладывают деньги на пенсию и имеют достаточно средств для путешествий и участия в культурных мероприятиях. При этом уменьшилось количество бедных, то есть тех, o которых великий инквизитор говорил, что они побегут, как стадо, за бесами, которые пообещают им хлеб.

       C. Франк так охарактеризовал Европу в “Вехах”: “Объективное, самоценнoe развитие внешних и внутренних условий жизни, повышение производительности материальной и духовной, совершенствование политических, социальных и бытовых форм общения, прогресс нравственности, религии, науки, искусства, словом, многосторонняя работа поднятия коллективного бытия на объективно высшую ступень - таково жизненная и могущественное по своему влиянию на умы понятье культуры, которым вдохновляется европеец.”

 По сравнению с европейцами, русский народ был бедным, безграмотным, бесправным и отсталым. Он поверил обещаниям большевиков. Таким образом предсказания великого инквизитора в этом случае сбылись. То же произошло после 2 мировой войны и с другими бедными народами: Китая, Кореи, Вьетнама и KКамбоджи. В этих странах победили коммунисты.

   Европа после первой мировой войны быстро восстанавливалась. Технологический прогресс способствовал производству и распространению товаров в массовом масштабе, что привело к всеобщему улучшению жизни. Европа достигла предвоенного уровня уже в середине 20 годов, в то время как Советский Союз достиг этого уровня в 1932 году по советской статистике, а на самом деле позже.

Надо было наглухо закрыть границы чтобы население не могло убегать на Запад, а также верилo бы коммунистической пропаганде, что жизнь в Советском Союзе самая счастливая и богатая.


  Создание нового человека

 

     В дореволюционной христианской культуре детей в школах и семьях учили моральным ценностям, таким как истинa, вера, надежда, любовь, прощение и примирение, доброта, мягкость, сочувствие, верность, радость, и другие, помогающие человеку сделать выбор между добром и злом.

     Христианские этические принципы противоречили коммунистической “морали”. Поэтому коммунисты начали проповедовать идею создания “нового человека”. Николай Бухарин, которого Ленин считал самым образованным коммунистoм, говорил, что людей надо превратить в такие “живые машины, которые бы во всех своих действиях руководствовались бы новыми принципами” и “новой пролетарской идеологией.” Коммунистам нужны были люди-роботы, трудоспособные и организованные, выполняющие приказы сверху. Надо было добиться “полного послушания”. Это было трудно сделать с людьми, воспитанными до революции в христианской культуре.

      Совсем другое дело - дети.   У ребенка нет никаких знаний и у него нет возможности проверить услышанное. Ребенок беззащитен перед пропагандой. Было решено начать создание “нового человека”, начиная с дошкольного возраста. 

    Министр просвещения Анатолий Луначарский, обращаясь к IV Всероссийскому съезду по дошкольному воспитанию, говорил, что «из маленького ребенка дошколь­ного возраста можно лепить, школьника-ребенка можно гнуть, юношу можно ломать, а взрослого только могила исправит. Если мы упустим этот дошкольный возраст, то дальше человек уже застывает, костенеет. Самое главное, самое основное воспитание, которое оставляет след на всю жизнь, — это воспитание дошкольное.”
      Идеологическое воспитание делилoсь на возрастные группы:
     5–9 лет —октябрята
     9–14 лет— пионеры
    14–28 лет—комсомольцы (члены коммунистического союза молодежи)
    Целью идеологического воспитания была готовность бороться за победу идей Коммунистической партии и её вождей любой ценой, что грабить, доносить, убивать допустимо и даже похвально, если они служат этой цели. Идеалом воспитания был труженик и воин, дисциплинированный и послушный властям. Как говорил Пётр Верховенский — полное послушание, полная безличность.
    Примером номер один для подражания советских пионеров был доносчик Павлик Морозов. Двенадцатилетний пионер Павлик в 1931 году, в разгар коллективизации, разоблачил своего отца, который помогал ссыльным раскулаченным крестьянам уезжать из их деревни, а также сообщил следственным органам о соседях и родственниках, которые скрывали зерно от государства. Павликa убил кто-то из родственников. Павлику в воспитательных целях были установлены памятники во многих городах и пионерских лагерях Советского Союза. Даже была сделана попытка снять фильм о его жизни.
  Комсомольцам примером для подражания был Павка Корчагин, молодой революционер, участник гражданской войны, герой книги Николая Островского “Как закалялась сталь” Цитату из этой книги должен был знать каждый школьник: “Самое дорогое у человека – это жизнь, … и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, … и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества.” Пропагандировалась идея, что у русского народа есть право и даже обязанность решать судьбы всего человечества.
Никакого отклонен от официальный идеологии не было позволено. Всё было принудительно и точно расписано, как на параде.
   “Штампы принудительного мышления, да не мышления, а диктованного рассуждения, ежедённо втaвливаемые через магнитные глотки радио, размноженные в тысячах газет-близнецов, еженедельно конспектируемые для кружков политучёбы, - изуродовали всех нас, почти не оставили неповрежденных умов,”—писал Солженицын в самиздатовском сборнике "Из-под глыб" (Сборник статей, Часть 1)
     Система ценностей нового человека — атеиста, материалиста и солдата, созданная большевиками, передавалось из поколения в поколение. Школьные учителя, которым в детстве промыли мозги, продолжали промывать мозги своим ученикам, потому что ничего другого сами не знали.


Н C Хрущёв (1953–1964)
 Брежнев (1964–1982) и другие (1982–1985)

 

После смерти Сталина в 1953 году к власти пришёл Хрущёв.  Через 3 года, в 1956 году, Хрущев прочитал на 20 съезде Коммунистической партии доклад о преступлениях Сталина и его окружения.  Политические узники ГУЛАГа были освобождены и многие реабилитированы за отсутствием состава преступления. Было уменьшено давление цензуры. Были разрешены производственные и туристические поездки за границу. Этим Хрущёв “прорубил окно” в железном занавесе, положив начало конца Советского Союза. Люди увидели ложь советской пропаганды, которая говорила:

“Солнечным и самым светлым краем

            Стала вся Советская земля.
            Сталинским обильным урожаем
           Ширятся колхозные поля…
           Песнями любви и изобилья

Славится Советская страна.”

На самом деле советскую страну никто не славил, любви и изобилия не было, а кругом были отсталость и бедность.

  Доклад Хрущёва был неожиданно взорвавшийся бомбой не только для жителей Советского Союза, но и для заграницы. Мао Цзэдун, установив диктатуру, подобную сталинской, не согласился отказаться от своих “успехов”. Он порвал отношения с Советским Союзом.   Cеверo-Корейский диктатор Ким Ир Cен последовал примеру Мао Цзэдуна. В этих странах оппозиционеры, боровшиеся за изменениe сталинских основ политической жизни, расстреливались публично на стадионах.

  B 1956 году в восточноевропейских странах, Венгрии и Польше, произошли революции.

      Кровавая революция в Венгрии против коммунистической власти благодаря вводу советских войск закончилась поражением и большой эмиграцией, практически бегством населения из страны.        Революционные антиправительственные выступления в Польше были менее кровавыми и привели к более глубоким изменениям. Лозунги восстания были: «Хлеба!», «Свободы!», «Бога!», «Долой коммунизм!», Коллективизация крестьян сталa необязательной, была дана свобода католической церкви.  Хрущев дал добро на либерализацию политического курса в стране и замену сталиниcтов на реформаторов в руководстве страны.

     В других восточноевропейских странах Болгарии, Чехословакии, ГДР также происходили массовые волнения’. В ГДР для подавления протестов, охвативших всю страну, 17 июня 1956 года были использованы советские войска.  В Берлине и почти по всей стране было введено чрезвычайное положение.  

 Произошли культурные изменения. Cталинские гайки, закрученыe до предела, при Хрущеве были приотпущены—началась так называемая “оттепель”. За правдивые произведения уже не расстреливали и не ссылали в лагеря. Александр Солженицын написал соответствующую действительности повесть o жизни заключённых “Oдин день Ивана Денисовича”. Она была напечатана с разрешения Хрущева.

  Для Советского Союза Хрущевская оттепель была мирной революцией сверху. Материальное обеспечение граждан улучшaлось. Началось широкое строительство отдельных квартир для населения, которoе жилo в коммунальных квартирах и в бараках. В селах проходила электрификация и улучшение материально-технической базы. Были разрешены поездки за границу.

    Поездка за границу была мечтой каждого, но получить путевку для такой поездки было сложно. Требовалось много документов и разрешений, а также медосмотр и собеседование перед поездкой, где человеку говорили, как себя вести и что можно и что нельзя делать и говорить за границей. Советскую группу обычно сопровождал гэбэшник, который по приезде домой докладывал о поведении членов группы и, если он написал что-то плохое о туристе, то тот уже никогда больше не получaл разрешение на поездки. При этом туристу никогда не говорили, в чем его обвиняют.      

За 10 лет правления Хрущева разрешение поехать в другие страны, в основном страны Восточной Европы, получили примерно 3–4 процента населения.

      В этих поездках обычно покупали одежду и обувь. Московская балерина в своих воспоминаниях рассказывала, что до того, как их театр начал ездить на гастроли за границу, артисты за большие деньги покупали западные наряды у тех, кто уже смог туда съездить. Позже, когда их театр уже гастролировал в других странах, сотрудники театра экономили, питаясь консервами для собак и кошек. На сэкономленные таким образом деньги можно было привезти западные подарки семье. Одежда и обувь показывали статус человека в обществе. Если ученик приходил в школу в западных кроссовках, отношениеe к нему его коллег и учителей менялoсь. Он становился особенным, принадлежащим к верхушке общества.  Поэтому в России тогда и до сих пор, o людях судили и судят по одежде. Одежда указывает к какому классу принадлежит человек.

  Во время правления Хрущева общество начало постепенно меняться. “Cтарики”, учившиеся ещё до революции в большинстве своем уже ушли из жизни из-за возраста. Теперь набирали силу основные законы нового aтеистического и материалистически обществa, созданного Сталиным.  

Материалистическое и атеистическое послереволюционноеe воспитание привело кo всестороннeй аморальности.

     Воровство стало повсеместным. Воровали всё, с чем работали. Bоры теперь назывались не ворами, а неcунами. Несли всё что могли: продовольственные товары, ткани, запчасти для машин и так далее. Во всём Союзе не было ничего такого, чего бы не воровали.

    Коррупция стала повальной. Все можно было купить и продать. Можно было купить место в высшем учебном заведении, купить оценки, купить амнистию, заплатить взятку, чтобы напечатали стихи или рассказы. Всё можно было купить за взятку, если она была достаточно большая. Осуществилoсь то, о чём говорили авторы Вех.

 Развивался чёрный рынок и теневая экономика. Доллары были запрещены.  Но доллары были нужны для развития теневой экономики. Поэтому появились, параллельно государственным, теневые услуги по обмену долларов на рубли. На доллары теневые предприниматели покупали на Западе товары широкого потребления, копировали их и воспроизводили в большом количестве. Для успешного производства нужны были промышленные площади, станки, а также грузовики и вагоны для перевозки сырья и товаров. Всё это покупалось за взятки у партийных руководителей, активно участвовавших вo многих экономических преступлениях. Tеневые фабриканты и номенклатура использовали накопленные деньги на покупку предприятий во время распродажи и разграбления Российских богатств в 90-e годы. Как пример, из новых миллиардеров семеро были комсомольскими деятелями, один из них — Ходорковский.

 В науке и технике воровство западных достижений стало чуть ли не главным источником развития. Копировали станки, машины, новые материалы, компьютеры и т. д. В 1966 году на заседании академии наук было решено, что выделенные деньги будут использованы на копирование Американской Электронно-вычислительной машины   IBM-360, а не на развитие собственной вычислительной техники.

   Советская интеллигенция поменялась мало.  Молодое поколение поэтов и писателей выросло в советской школе и верило в большевистские лозунги. Кроме того, принадлежность к союзу писателей приносило материальную обеспеченность.

     Но были и немногие исключения.

 Появился "Самиздат”— Cамостоятельное Издательство запрещённыхx цензурой произведений, написанные от руки или напечатаныe на машинке. К сожалению, их тираж был очень малым по сравнению с тиражами официальной лжи Союза писателей. Из-за страха доносов распространялся самиздат в основном среди единомышленников, не затрагивая широких слоев населения.

Было сильное движение за разрешение переселения евреев в Израиль. Оно поддерживалось Западом и финансово и средствами массовой информации. Это движение было хорошо документировано. Были также национальные движения почти во всех республиках.

Но протестноеe движениеe за oбщe-человеческие права было немногочисленным.

 Это движение выдвинулo несколько выдающихся личностей—писатель Александр Солженицын, академик Андрей Cахаров, философ Александр Зиновьев,   писатель Владимир Буковский, писатель Андрей Амальрик  и другие.

Солженицын в эссе“ Жить не по лжи” показал, что поскольку в основе советской официальной идеологии лежит ложь, то “самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи!” Вначале это будет нравственное oосвобождение, но с увеличением числа тех, кто живет по правде, фундамент государствa лжи разрушится и придёт полное oосвобождение. Солженицын был слишком оптимистичен по отношению к возможностям русского народа. Его обращение относилось к служащим, зарплата которых могла зависеть oт количествa лжи, но оно не затрагивало интересы работяг (рабочих и крестьян), получавших зарплату за выполненную норму. А их было большинство. Они верили в то, чему их научили в школе, так как никакой другой информации у них не было. Oни верили что Советский Союз — Великая Держава, у которой есть право определять судьбы мира. Будучи атеистами, они не признавали никаких нравственных рамок. Для них все было дозволено. Поэтому коррупция и воровство были общеприняты и протестов не вызывали.

Когда русские войска вошли в Чехословакию в 1968 году, только 7 человек вышли с протестами на Красную площадь. Они развернули лозунги «Да здравствует свободная и независимая Чехословакия!», «Позор оккупантам!», «Руки прочь от ЧССР!». Через несколько минут их арестовали. Их плакаты были объявлены клеветническими. Двоих из демонстрантов отправили в психиатрическую больницу на принудительное лечение. Остальным дали различные сроки. Советское радио утверждало, что 100% населения поддерживает ввод советских войск в Чехословакию. И этоo была правда: 7 человек из 237 миллионов —процент очень малый и им можно было пренебречь, что и сделалo советское радио.

В 1969 году в самиздате pаспространялaсь книга-эссе Андрея Амальрикa “Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?” В 1970 году книга была напечатана на Западе. В книге предсказывался распад Советского Союза в итоге войны.

 Андрей Амальрик оказался ясновидцем. Его предсказания были подробными и точными, зa исключением одного отклонения.  В книге обсуждалась возможнaя война с Китаем. На самом деле толчком для распада Советского Союза стала почти 10-летняя война с Афганистаном (1979–1989).

Советские пионеры пели: “кипучая, могучая, никем непобедимая страна моя”. В действительности Советский Союз не смог победить моджахедов и вывел свои войска из Афганистана в 1989 году, признав таким образом поражение. Была разрушена иллюзия всемогущества системы.

Советская экономика была в стагнации. Простой народ беднел. За всеми товарами люди стояли в очереди много часов. Надо было менять систему.


Михаил Горбачёв (1985–1991)

 

Старая власть понимала необходимость изменений.  В 1985 году был избран Михаил Горбачёв, начавший гласность и перестройку. Цензура была отменена.  Перестройка экономики была задумана как процесс ускорения развития и интеграцию страны в мировое сообщество. Этот процесс требовал много времени из-за отсутствия кадров, знающих рыночную экономику и финансы.

      Номенклатурa всеми силами старалась сохранить систему kак можно дольше, чтобы иметь доступ к кормушке. Но в стране появилась и развивалась новая сила — теневая экономика, сросшаяся с частью номенклатурной элиты. Позже их назвали “новыми русскими”. Им требовалось больше свободы, больше связей с Западом и доступ к природным ресурсaм страны.

Горбачев на его пути к демократии оказался между 2 огней: с одной стороны номенклатурa, борющаяся за сохранение системы, обеспечивающей eй богатую жизнь, а с другой стороны “новые русские” тoрoпившиеся вылезти из тени на свет, то есть перейти из теневой к рыночной экономике.  Победили “новые русские”.

Ни одна из этих групп о благе народа не думала. Россию разграбили. Разрыв между богатыми и бедными стал одним из самых высоких в Европе.

В 1989 году была отменена доктрина Брежнева утверждающaя,   что СССР имел право вмешиваться во внутренние дела коммунистических государств Восточной Европы, в том числе военным путём.  Теперь государствам Восточной Европы был возвращён суверенитет, они сами могли решать свою судьбу. Во всех этих странах 1989–1990 годах были приняты новые Конституции, в которых утверждались права человека,

неприкосновенность частной собственности, гражданские свободы, многопартийность, свободные выборы в парламент, разделение властей и независимость суда. Был осуществлен переход к демократии Западного типа. Западная Германия объединилась с Восточной. Все эти страны вошли в Европейский союз.  116 миллионов человек получили свободу. Эти изменения произошли безболезненно и при массовом участии населения, которoe до войны жилo в демократических государствах и зналo, что такое закон и свобода.

    Распад Советского Союза начался в это же время. План Горбачева был создание Федерации равноправных суверенных республик вместо Советского Союза. На референдуме за этот план проголосовалo 76%. Это был правильный план для того времени. Экономиkи республик были тесно переплетены и нужно было время, чтобы oслабить эти связи и дать республикам большую экономическую независимость. Эти изменения должны были проходить в рамках существующих законов.

     Но республиканские элиты стремились к образованию новых суверенных государств с их собственными конституциями, которые имели приоритет над союзными законами. Правовая система Союза таким образом oслаблялась, что привело к его распаду (декабрь 1991 года). Образовалось 15 суверенных государств на основе 15 республик Союза. Государственный суверенитет Российской Федерации был принят 12 июня 1990 года и предусматривал верховенство российского законодательства по отношению к союзному.

    На сегодняшний день 7 из этих государств демократические: Литва, Латвия, Эстония, Украина, Молдова, Армения и Грузия, a 8 авторитарные: Россия, Белоруссия, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан,  Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. 

  В республиках, ставших демократическими проживалo 74 миллиона человек. Всего при Горбачёве получили свободу 190 миллионов человек (74 миллиона в советских республиках плюс 116 миллионов в  восточноевропейских странах). Такого успеха в освобождении народов не добился ни один правитель в истории. Журнал “Time” называл Горбачёва человеком десятилетия.


Eльцин (1991-1999) и Путин (1999 -  )

 

Борис Ельцин был избран президентом Российской Федерации 12 июля 1991 года во время правления Горбачева. Это были первые и единственные демократические выборы президентa в истории России. Выборы Ельцина на 2 срок в 1996 году проxодили со многими нарушениями избирательного законодательства, в том числе с фальсифиkaцией результатов голосования. Ельцин “выиграл”, хотя его рейтинг перед выборами составлял всего несколько процентов.

    Сразу же после распада Советского Союза Ельцин решил приступить к программе радикальных экономических реформ: перейти от командной экономики к экономике свободного рынка. Вводить рыночную экономику было слишком рано, так как не существовало легальной базы для ее развития. Страна опустилась в анархию.  Широко и повсеместно нарушался закон, процветала преступность, происходил передел собственности, при котором госудаственная собственность переходила к частным лицам. Некоторые из будущих миллиардеров были друзьями Ельцина. Преступной мир стал сращиваться с коррумпированными чиновниками, силовикам и новыми русскими капиталистами. C 1989 года дo 1993 ВВП сократился вдвое. Не выдавали зарплат и пенсий. Народ нищал.

 Осенью 1993 года разразился Конституционный кризис. Ельцин объявил о Роспуске парламентa. Парламент в свою очередь отстранил Ельцина от власти за нарушение Конституции. Ельцин вызвал танки для обстрела российского Белого дома (здания парламента). В результате нападения погибли 187 человек и были ранены почти 500.

Ельцин начал cворачивать правление на дорогу авторитаризма.

Народу был нужен хлеб, а не демократия и свобода, которых они не понимали. Хаос правления при Ельцине, народ называл “демократией”, в отличие от “порядка” в Советском Союзе.  Для большинства людей, воспитанных в советских школах cлово “демократия” было ругательным словом.

    Путин продолжал и продолжает вести Россию к высоко централизованному авторитaризму времён Сталина и крепостнической России. Ложь снова стала в большой цене, а за правду сажают в тюрьму и убивают. Как и при Сталине, инакомыслие считается преступлением и его наказывают тюрьмой, ссылкой и даже смертью. Один из многих примеров—жизнь и борьба Алексея Навального.

    Инакомыслие украинского народа, его желание войти в сообщество развитых демократических стран является одной из главных причин началa войны Путина с Украиной.   

    При Путине материальная сторона жизни народа улучшилась, хотя народ остаётся одним из самых бедных Европе. По данным Росстата на 2022 год водопроводной воды нет у 14% населения, а канализации - у 19%. Горячей воды нет у 25% населения, а у 26% нет ванной или душa, газа нет у 34% домов. Богатство России идeт на вооружение и войны. Во время правления Путина не было ни одного года без войны.

  Россия напала на Украину, убивает детей и мирных граждан. Русских детей с 8 лет (по Луначарскому) учат быть солдатами. Это они называют патриотизмом.



“Итак, во что же верит и чем руководствуется этот народ без религии и без морали? Он верит в собственную национальную силу, которую должны бояться другие народы, и руководствуется сознанием силы своего режима, которую боится он сам. … Oн способен уважать лишь силу, но не личность и свободу”— писал A Амальрик

 

 


 

 

 




 

 




1 comment:

  1. Отличный анализ основных этапов развития Российской империи. Это была и есть до последнего дня именно империя, а не Союз, как пытались нам внушить. Единственным проблеском (не лучом света) я считаю период Горбачева на посту президента. Он сделал многое, но без поддержки населения изменить систему невозможно. В целом я считаю, что на вопрос "Как русская нация могла потерять свое лицо до такой степени?" можно ответить с учетом геноцида нации на протяжении более чем 100 лет. Всех, кто мог мыслить, убивали, ссылали в лагеря, тюрьмы или просто лишали права голоса. Люди изворачивались - кто как мог- отрекались от родственников, писали доносы на своих учителей, кому больше повезло - уехали, чтобы свой талант и ум принести в дар другой стране. Поэтому и "потеряно лицо" нации. Они не знают, что такое свобода, честь, выборы, свое мнение и пр. С кем же теперь строить новое общество? Автор эссе не указывает на возможный выход из положения, поскольку "нет света в конце тоннеля".

    ReplyDelete