Мустафа Кемаль Ататюрк (1881- 1938)
Офицер Турецкой армии, революционер,
основатель Турецкой Республики и первый президент Турции.
https://en.wikipedia.org/wiki/Mustafa_Kemal_Atat%C3%BCrk
Мустафа Кемаль Ататюрк был революционером, который основал Турецкую
Республику. Он был просвещенным автократом и великим патриотом своей страны.
В
1921 году Ататюрк создал временное правительство в Анкаре. В следующем году
Османский Султанат был официально отменен, а в 1923 году Турция стала светской
республикой с Ататюрком в качестве своего президента. Он установил
однопартийный режим, который просуществовал почти без перерыва до 1945 года.
Он начал программу революционных, социальных
и политических реформ в целях модернизации Турции. Эти реформы включали
эмансипацию женщин, запрет на многоженство, новый обязательный гражданский
брак, отмену всех исламских институтов, введение западного правового кодекса,
западной одежды, календаря и алфавита: заменил арабскую вязь на латиницу.
Впервые в истории, исламский закон был отделен от светского права, и ограничивался
вопросами религии. Во внешней политике он проводил политику нейтралитета и
установления дружественных отношений с соседями Турции.
Многие из реформистских идей Ататюрка уже
были распространены в османских интеллектуальных кругах на рубеже 20-го века.
Сердцем новой республики была Генеральная
Национальная ассамблея (ГНА), созданная во время турецкой войны за
независимость. Выборы были свободными и использовали eгалитарную избирательную
систему, которая была основана на общем голосовании. Депутаты на ГНА были
голосом турецкого общества, выражая свои политические взгляды и предпочтения.
Она имела право выбирать и контролировать правительство и премьер-министра.
Ататюрк хотел "прямое правительство
Ассамблеи", представительную демократию, парламентский суверенитет, где
национальный парламент будет основным источником власти. В последующие годы, он
несколько изменил свою позицию. Страна нуждалась в огромном количество
реконструкции, и "прямое правительство Ассамблеи" не смогло бы выжить
в таких условиях. Революционеры сталкивались с проблемами сторонников старого
османского режима, а также сторонников новых идеологий, таких как коммунизм и
фашизм, поддерживаемые Советским Союзом и Германией. Ататюрк препятствовал
распространению в Турции тоталитаристских партий.
Ататюрк сформулировал изменения в стране
специально для потребностей Турции. Хорошим примером может служить определение
и применение секуляризма; светское государство Турции значительно отличались от
преимущественно христианских Европейских государств.
В то время, грамотные граждане страны
составляли всего 10% населения.
Поэтому образование явилось краеугольным
камнем политики Ататюрка.
Он заявил:
“Сегодня наша самая
важная и самая продуктивная задачa - национальное образование. ...Освобождение
нации достигается только через этот путь". “Культура является основой
Турецкой Республики."
Pеформы
Ататюрка в области образования сделали образование гораздо доступнее: в период
между 1923 и 1938 годами, число учащихся начальных школ увеличилось на 224%,
число учащихся средних школ увеличилось на 12,5 раза, а количество учащихся,
посещающих средние школы, увеличилось почти в 17 раз. Ататюрк ставил особый
акцент на образование девочек и поддерживал совместное обучение на
университетском уровне в 1923-24 и установление его в качестве нормы во всей
системе образования в 1927 г.
“Женщины должны
иметь право избирать и быть избранными, ... потому что есть интересы, которые
женщины должны защищать, и потому что есть социальные обязанности, которые
женщины должны выполнять. “ - говорил Ататюрк. Его государственные
образовательные реформы сoставили целью подготовку граждан к участию в
общественной жизни за счет повышения общественной грамотности.
За свою короткую жизнь (он прожил только 57
лет) Ататюрк смог превратить отсталую страну со средневековыми законами в
развивающуюся демократию.
© 2018 Галина Попович
Все права защищены
Галина Попович Вехи Российской истории. стp 311
Прошлое
и возможное будущее России
https://books.google.com/books/about?id=z-1LDwAAQBAJ
No comments:
Post a Comment